«Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (ТНР) о профессиях работников сельскохозяйства»
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную
жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость
преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в
окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство
созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
В ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: «ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе».
В ФОП ДО ставятся задачи в области социально – коммуникативного развития детей 5 - 6 лет – «формировать представления о профессиях и трудовых процессах». Педагог обогащает представления воспитанников о труде взрослых, знакомит дошкольников с разными видами производительного и обслуживающего труда. Создаёт образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между профессиями, обращает внимание воспитанников на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса.
Работа по ознакомлению детей с различными профессиями, как известно, начинается только в старших классах школы. Я считаю, что целесообразно начать эту работу уже в детском саду. Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому родители воспитанников работают на сельхозпредприятиях. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к сельским профессиям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.
Работаю с детьми, имеющими нарушение речи. Речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухостью в высказываниях, лишена образности, яркости. Такие дети испытывают трудности в выделении главной мысли и выражении ее в речи. Одной из задач – развить связную речь детей различными методами, поэтому моя работа по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (ТНР) о профессиях работников сельскохозяйства тесно связана с развитием речи.
Профориентация на сельскохозяйственные профессии требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер. Сначала нужно объяснить детям, что значит термин «профессия». Знакомство с сельскохозяйственными профессиями велось по следующему алгоритму: название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда.
Много интересного о мире сельскохозяйственных профессий помогает узнать художественная книга ( Е. Балагинина «Не мешайте мне трудиться», Г.Сапгир «Садовник», Г.Х.Андерсен «Свинопас», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», Я. Ким «Хлеб ржаной» и др.). Для знакомства с многообразием сельскохозяйственными профессиями организовывала просмотры видеофильмов, мультфильмов, мультимедийных презентаций. Проводила этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку сельскохозяйственной профессии, раскрывала личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности. В своей работе по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях работников сельскохозяйства организовывала встречи детей с представителями разных сельскохозяйственных профессий (ветеринар, оператор машинного доения (дояр), механизатор, телятница, овощевод, агроном и др.) Для активизации и обогащения словаря использовала словесные игры: «Назови разные блюда из круп», «Узнай по описанию», «Вершки и корешки», «Сложи правильно» и др. Самым действенным способом, считаю, являются экскурсии. У детей есть возможность не только понаблюдать за трудовыми процессами, но и задать интересующие их вопросы работникам в роли журналиста. Во время экскурсии дети могут не только задать вопросы, но также могут принять участие в процессе труда. В связи с развитием информационных технологий активно использую виртуальные экскурсии. При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью организованной образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Вовлекала детей в производимый им трудовой процесс, давала им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого обращаю внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. В рамках формирования необходимых представлений о сельскохозяйственных профессиях использовала художественное творчество, т.е. предлагала детям нарисовать людей относящихся той или иной сельскохозяйственной профессии. Очень важно, чтобы ребёнок потом мог словесно описать свой рисунок, ответив при этом на ряд вопросов: «Почему он выбрал для рисунка именно эту профессию?», «Хотел бы он выбрать в будущем эту профессию?», «Чем понравилась данная профессия?» и т.д. Моделирование трудовых операций, способствовало накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В работе использовала дидактические игры: «Все профессии важны», «Что сначала, что потом», «Как труд хлебороба важен» и др. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Проектная деятельность детей как раз наполняет содержанием сюжетно-ролевые игры. Игра является результатом всей проводимой работы. В результате работы над проектом у ребёнка обогащается круг представлений о наблюдаемой профессии, растёт словарный запас, развиваются творческие способности.
Таким образом, формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (ТНР) о профессиях работников сельскохозяйства - это важный процесс. У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых, о профессиях - фермер, агроном, ветеринар, оператор машинного доения, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер. Разучили загадки, стихотворения, пословицы, поговорки о труде. Через чтение художественной литературы, воспитывала бережное и уважительное отношение к продуктам и трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. По мере обогащения опыта ребенка, появления новых наблюдений происходит развитие умственных способностей, речи. У детей сформировалось умение сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы. Речь обогатилась новыми словами. В процессе работы установилось тесное взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских отношений. Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий, так как детские впечатления самые глубокие.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат