К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ»
Согласно данным ВОЗ, половина всех расстройств психического здоровья взрослых начинает проявляться к 14 годам, однако в большинстве случаев они проходят незаметно и не вылечиваются. Наиболее частая причина заболеваний и инвалидностей среди подростков – депрессия, а суицид как причина смерти находится на третьем месте. Риск развития проблем психического здоровья усугубляют насилие, бедность, унижение и ощущение ненужности. В то же время в современном мире в контексте наиболее значимых для человека проблем идентификации, адаптации, самоактуализации и социального функционирования границы самой патологии личности перестают быть очевидными.
Проблема психологического здоровья подростков давно является одно из самых волнующих тем специалистов, работающих с этой возрастной группой. Актуальность темы обусловлена, в первую очередь, распространением психическим и психологических расстройств. Действительно, в современных реалиях трудно оставаться полностью здоровым человеком, а подростки еще более уязвимы.
Для наиболее полного представления, обратимся к мнениям ученых насчет этого вопроса.
И. В. Дубровина активно занималась изучением психологического здоровья подростков в нашей стране. Она выступала за необходимость изучения психического здоровья начиная с самых ранних лет. Аспекты психического здоровья должны изучаться как совокупность личных характеристик, считала И. В. Дубровина. Они являлись предпосылками к самореализации и адаптации личности [1, с. 138].
А. В. Шувалов размышляет, что развитие субъективной реальности является основой психологического здоровья. Он дает следующее определение: психологическое здоровье – это состояние, которое характеризует результат развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [2, c. 13].
Н. Н. Колотий пришел к выводу, что психологическое здоровье является показателем, который позволяет определить качество психического развития на этапе онтогенеза. Под качеством в данном случае понимается уровень психологического благополучия отдельной личности, особенности развития [3, c. 68].
В.Н. Коновальчук рассматривает психологическое здоровье как системное образование психики человека, которое включает структурные компоненты, обеспечивая ее функциональный баланс. При дисфункции психологических защит дестабилизируется психика личности, нарушается состояние психологического здоровья [4, c. 23].
Е.А. Шерешкова связывает психологическое здоровье с духовностью личности. По ее мнению, чем более духовно развитой является личность, тем сознательней ее отношение к себе, к своему здоровью [5, c. 136].
Таким образом, психологическое здоровье рассматривается как состояние субъективного благополучия, которое является условием и результатом успешной адаптации человека к окружающей действительности и обеспечивается осознанной субъектностью личности.
Список литературы
Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: метод. пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И.В. Дубровина. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 170 с.
Шувалов А.В. Психологическое здоровье и образование человека / А.В. Шувалов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - № 1. - С. 8 - 19
Колотий Н.Н. Особенности социально-психологической адаптации первоклассников к условиям обучения в динамике года / Н.Н. Колотий, С.Н. Цилюрик // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Межд
унар. конгр. – М., 2004. – С.68
- 71
Коновальчук В.Н. Теория вариативного развивающего начального образования с позиции аксиологического подхода / В.Н. Коновальчук // Образование. Наука. Инновации. Южное измер
ение. – 2007. – № 1. – С. 20
-
24
Шерешкова Е.А. Изучение особенностей отношения к психологическому здоровью у подростков воспитанников интерната / Е.А. Шерешкова // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2007. – № 2. – С. 134 - 138
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат