Дата публикации:
26.03.2024
Автор:
Хабирова Гульнара Хикметулловна
Название работы:
Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ
на уроках «Основы социальной жизнедеятельности»
Работа:
Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ
на уроках Основы социальной жизнедеятельности
Учебно-воспитательная деятельность в школе-интернате в первую очередь направлена на формирование жизненной компетенции воспитанников, т.е. готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.
Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является ОСЖ. Уроки по ОСЖ направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду; на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.
Основные направления:
-знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за одеждой и обувью и т.д.)
-умения пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, транспорта, медицинской помощи и т.д.)
-умения организовать свой досуг
-умения общения.
Наиболее эффективны методы, максимально приближающие учащихся к реальной жизни:
-практическая деятельность
-моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, деловая игра
-использование проблемных ситуаций
-экскурсии
-демонстрация и активные действия с демонстрируемым объектом
Примеры применения некоторых из этих методов на уроках ОСЖ в 9 классе.
Основным методом являются практические виды деятельности. Они дают возможность перевести знания в умения, сформировать навык, который дети будут использовать в повседневной самостоятельной жизни. В первую очередь, это развитие навыков бытового труда. В планировании курса ОСЖ включены практические работы по уходу за комнатными растениями, уход за одеждой и обувью, уход за мебелью, организация и содержание в чистоте рабочей зоны. Этот навык отрабатывается под руководством учителя путем демонстрации им этапов и различных форм деятельности в течение всего учебного года. При изучении раздела Средства связи учащиеся совершенствуют свои навыки пользования сотовым телефоном, ноутбуком, электронной почтой; учатся пользоваться различными мессенджерами.
Сюжетно-ролевые и деловые игры применяю на этапе закрепления при работе над темами, в которых затруднено проведение практических работ. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников. Например, изучая раздел Семья, разыгрывается деловая игра Семейный бюджет - собирается семейный совет, распределяются роли членов семьи, подсчитываются доходы, обозначаются обязательные расходы; каждый игрок высказывает и старается отстоять свою позицию. При изучении раздела Трудоустройство разыгрывается ситуация обращения в отдел кадров для устройства на работу, учащиеся упражняются в диалоге с работодателем, по образцам заполняют анкету и пишут заявление , а также пишут автобиографию.
Вывод: Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗна уроках ОСЖ развивает у учащихся навыки ориентирования в социально-бытовых ситуациях, самостоятельность и целенаправленность.
Скачать работу
на уроках Основы социальной жизнедеятельности
Учебно-воспитательная деятельность в школе-интернате в первую очередь направлена на формирование жизненной компетенции воспитанников, т.е. готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.
Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является ОСЖ. Уроки по ОСЖ направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду; на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.
Основные направления:
-знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за одеждой и обувью и т.д.)
-умения пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, транспорта, медицинской помощи и т.д.)
-умения организовать свой досуг
-умения общения.
Наиболее эффективны методы, максимально приближающие учащихся к реальной жизни:
-практическая деятельность
-моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, деловая игра
-использование проблемных ситуаций
-экскурсии
-демонстрация и активные действия с демонстрируемым объектом
Примеры применения некоторых из этих методов на уроках ОСЖ в 9 классе.
Основным методом являются практические виды деятельности. Они дают возможность перевести знания в умения, сформировать навык, который дети будут использовать в повседневной самостоятельной жизни. В первую очередь, это развитие навыков бытового труда. В планировании курса ОСЖ включены практические работы по уходу за комнатными растениями, уход за одеждой и обувью, уход за мебелью, организация и содержание в чистоте рабочей зоны. Этот навык отрабатывается под руководством учителя путем демонстрации им этапов и различных форм деятельности в течение всего учебного года. При изучении раздела Средства связи учащиеся совершенствуют свои навыки пользования сотовым телефоном, ноутбуком, электронной почтой; учатся пользоваться различными мессенджерами.
Сюжетно-ролевые и деловые игры применяю на этапе закрепления при работе над темами, в которых затруднено проведение практических работ. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников. Например, изучая раздел Семья, разыгрывается деловая игра Семейный бюджет - собирается семейный совет, распределяются роли членов семьи, подсчитываются доходы, обозначаются обязательные расходы; каждый игрок высказывает и старается отстоять свою позицию. При изучении раздела Трудоустройство разыгрывается ситуация обращения в отдел кадров для устройства на работу, учащиеся упражняются в диалоге с работодателем, по образцам заполняют анкету и пишут заявление , а также пишут автобиографию.
Вывод: Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗна уроках ОСЖ развивает у учащихся навыки ориентирования в социально-бытовых ситуациях, самостоятельность и целенаправленность.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств