Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-6 классах
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.
Математическая грамотность определяется как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе предметных знаний по математике.
В 5-6 классах рассматривают следующие уровни сформированности математической грамотности:
5 класс - уровень узнавания и понимания - учащиеся находят и извлекают математическую информацию в различном контексте;
6 класс - уровень понимания и применения
- учащиеся применяют математические знания для решения разного рода проблем.
Курс предметной области «Математика» в 5-6 классах, в основном, включает такую дисциплину, как «Арифметика». При изучении данного раздела подробно рассматривается тема «Решение сюжетных задач», которая имеет практико-ориентированную направленность. Для успешного формирования математической грамотности понятие «сюжетная задача» можно расширить до понятия «контекстная задача». Контекстная задача – это задача, в условии которой известным, или данным, является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у ребят знаниями и опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней.
Контекст задания – особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках описанной ситуации.
Личный контекст обычно связан с повседневной личной жизнью учащегося (при общении с друзьями, занятиях спортом, покупками, отдыхом, повседневным бытом), его семьи, его друзей и сверстников.
Проблемы,
которые предлагаются в профессиональных контекстах, связаны со школьной жизнью или трудовой деятельностью. Общественные контексты связаны с жизнью общества (местного, национального или всего мира).
Ситуации, связанные с жизнью местного общества, касаются
проблем, возникающих в ближайшем окружении учащихся.
Контексты,
отнесённые
к научным, обычно связаны с применением математики к науке или технологии, явлениям физического мира.
Математическое содержание, которое используется при конструировании заданий, сконцентрировано вокруг четырёх фундаментальных идей.
Изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах,
относятся к алгебраическому материалу.
Пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам,
и отношениям, т.е. к геометрическому материалу.
Количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в п
рограммах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики.
Неопределённость
и данные – эта область охватывает вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
Как игровой момент на уроке;
Как проблемный элемент в начале урока;
Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
Как задание для смены деятельности на уроке;
Как модель
реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо
понятия на уроке;
Как задание, устанавливающее
межпредметные
связи в процессе обучения;
Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защи
ты;
Можно собрать задания одного типа и провести урок в
соответветствии
с какой-то образовательной технологией;
Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;
Задания такого типа можно включать в ш
кольные олимпиады, математические викторины;
Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.
Математическая грамотность формирует навыки анализа и решения проблем с помощью применения математических знаний, обеспечивая способность проводить рассуждения и делать верные выводы.
Процесс формирования математической грамотности может быть организован в различных формах: на уроках, во внеурочной деятельности, как проектная работа, деловая или ролевая игра и др. Предлагаемые формы необходимо сочетать с комплексом методов, обеспечивающих овладение не только предметными, но и метапредметными компетенциями.
Важно, чтобы проблемная ситуация в процессе формирования математической грамотности «вырастала» не из академической задачи, а из проблем реальной жизни учащегося, его личного опыта.
Математические знания и умения, которые применяются в заданиях на формирование математической грамотности, становятся для учащихся более «осязаемыми», наполняются практическим смыслом, что повышает их мотивацию, стимулирует их познавательный интерес и активность к изучению математики как эффективного средства решения разнообразных практико-ориентированных задач.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат