Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Социализация детей с расстройствами аутистического спектра». Работа №63531

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Социализация детей с расстройствами аутистического спектра»
Работа:

Статья на тему

«Социализация детей с расстройствами аутистического спектра»

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это широкая группа нарушений развития, которую объединяет наличие качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации, а также повторяющийся стереотипный характер поведения и интересов. Аутизм – это клинический диагноз, то есть ставится только на основании наблюдения за поведением.

Одним из основных аспектов РАС является социальная дисфункция. Она может проявляться в различных формах поведения, от полного избежания какого-либо личного взаимодействия, до полной монополизации разговоров по одной, интересующей только говорящего, теме.      Не существует стабильной схемы социальной дисфункции, но она почти всегда является одним из основных идентификаторов РАС и часто наиболее выделяется при взаимодействии с кем-то из спектра. Трудно справляться с социальной дисфункцией детям с РАС, потому что социальные навыки охватывают такую широкую гамму возможностей. К ним относятся: вербальная и невербальная коммуникация; аналитические и интеллектуальные навыки; чувственное восприятие; понимание контекста в социальных ситуациях.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации. Социализация детей с аутизмом на ранних этапах их развития в значительной степени зависит от согласованности действий членов семьи, реализуемых ими стилей и методов семейного воспитания.

Социализация — это жизнь в обществе: обучение в школе, поход в музей, или театр, или магазин, получение профессии. Поэтому возможности социализации ребенка напрямую зависят от возможности общества принять этого ребенка. Сейчас у нас развивается инклюзивное образование, и дети с особенностями развития могут обучаться в массовых школах, а школа должна иметь возможность принять любого ребенка. Это очень сложный путь, который плохо продуман, мало понятен его участникам и для каждого конкретного ребенка может оказаться неудачным. Но в итоге, я думаю, эта практика даст результаты.

Одним из эффективных методов, способствующим в социализации детей с РАС является прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis — ABA).

Идея АВА заключается в том, что любое поведение имеет причину, которая его вызывает, и последствия, которые могут его подкреплять или, наоборот, гасить. Коррекция поведения будет заключаться в успешном манипулировании стимулами внешней среды. Это позволит сформировать необходимые навыки и купировать нежелательное поведение. При этом подходе все сложные навыки разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.

Любое вмешательство в рамках ABA работает над изменением поведения, которое можно пронаблюдать, измерить его физические и временные показатели и описать конкретными терминами. В основе прикладного анализа поведения лежит теория о том, что за любым поведением следуют некоторые последствия. Если последствия приводят человека к желаемому результату, то это поведение будет повторяться в дальнейшем. При этом любое поведение, не получившее подкрепление, прекратится через некоторое время. Поведение рассматривается и корректируется во взаимосвязи с условиями окружающей среды. Изменяя среду, специалисты могут менять нежелательное поведение и формировать новое этим социализируя детей с РАС.

ABA позволяет систематически изучить поведение ребенка с РАС, объективно измерить и описать поведение, определить причину проблемного поведения и составить план коррекции. Основные направления прикладного анализа поведения: коррекция социально неприемлемого (нежелательного) поведения; структурированное обучение навыкам; анализ и обучение вербальному поведению.

Корректируя нежелательное поведение, мы тем самым способствуем социализации ребёнку с РАС. Нежелательное поведение – это любое поведение, которое становится преградой для социального взаимодействия или эффективного обучения, является опасным или наносит ущерб здоровью.

Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать: отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость; самостимуляция; падение на пол; побеги от взрослых; стремление забираться на высокую мебель; крики, ругательства, шум и т.д.; плач; истерики; разрушительное поведение; укусы, толчки, драчливость; самоагрессия.

Функциями нежелательного поведения являются: 1) доступ к желаемому; 2) избегание; 3) привлечение внимания; 4) самостимуляция.

Для того, чтобы поведение скорректировать нужно собрать данные по нежелательному поведению: определить целевое поведение, топографию, функцию, частоту, продолжительность поведения, количество эпизодов. Топографическое описание поведения – это подробное описание поведения, как оно выглядит.

Сбор данных по нежелательному поведению по таблицам АВС осуществляется минимум три дня. Собрав данные по нежелательному поведению, пишется поведенческий протокол психологом или куратором. Данный протокол согласовывается с куратором, супервизором и родителями, только потом реализуется. Поведенческий протокол должен выполнятся всеми специалистами школы и за её пределами.

Для того, чтобы отследить эффективность поведенческого протокола и динамику коррекции поведения, используются ежедневно таблицы scatter-plot. На основе данных этой таблицы строится график поведения, который наглядно показывает динамику коррекции поведения.

Таким образом, использование метода прикладного анализа поведения является эффективным в работе с детьми РАС. Корректируя нежелательное поведение, мы тем самым способствуем успешной социализации ребёнка с РАС.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×