Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных условиях будет
его творческая деятельность».
А. С. Выготский
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. Дошкольный возраст – самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.
Экспериментирование представляет собой особый вид деятельности, направленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности. Достоинства экспериментирования определяются тем, что оно позволяет детям сформировать представление о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и непосредственной средой его существования и функционирования. Кроме того, экспериментирование привлекает ребенка как процесс, обеспечивающий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения, существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового. Н.Н. Поддъяков в качестве одного из основных способов поисковой деятельности детей в дошкольном возрасте выделяет экспериментирование, определяемое им как истинная детская деятельность на протяжении дошкольного возраста.
Для организации детского экспериментирования как способа развития исследовательской активности в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать благоприятные педагогические условия, к числу которых можно отнести организацию развивающей предметно-пространственной среды, готовность педагога к осуществлению работы с детьми, вовлечение родителей к организации экспериментирования.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность одновременного включения в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Она должна соответствовать требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетической привлекательности, а также иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, вариативному наполнению в целях полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности детей.
В процессе развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования важную роль играет педагог. В зависимости от уровня сформированности исследовательских умений у детей доля активности педагога изменяется. При формировании первичных представлений и умений экспериментальной деятельности педагог ставит перед детьми проблему, выстраивает ход ее разрешения. Исследовательская активность детей в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи. В процессе дальнейшего развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста их самостоятельность в процессе экспериментирования возрастает за счет поиска способов решения поставленной педагогом проблемы. Самостоятельность при этом может быть достигнута путем объединения детей в мини-группы для коллективного поиска решения поставленной проблемы.
Следует отметить, что педагог, выступая в роли равноправного партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, обеспечивает добровольное присоединение детей к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.
В процессе экспериментирования дети учатся ставить цель, определять задачи, решать поставленные проблемы опытным путем, выдвигать предложения-гипотезы, проверять их опытным путем и делать соответствующие выводы по результатам экспериментирования. Включение в процесс исследования развивает детскую любознательность, на основе которой формируется познавательный интерес к объектам познания.
Процесс экспериментирования может пронизывать все сферы деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ: игровую и непосредственную образовательную, прогулку, прием пищи. Например, во время прогулки дети могут подумать над такими важными вопросами, как, что происходит со снегом, сосульками, льдом, когда их пригревает солнце, как «устроена» снежинка и почему скрипит снег. В процессе развития исследовательской активности важное место должно быть отведено систематическим наблюдениям.
Это позволит детям экспериментальным путем познакомиться с внешними признаками разнообразных объектов окружающего мира, сформировать необходимые умения и навыки, способствующие познанию окружающего мира, а также его преобразованию. Партнерами в этом процессе могут стать родители, как полноправные участники образовательных отношений, которые готовы заинтересовать детей, предоставляя им возможность для самостоятельных исследований, стимулируя внимание и интерес к новым интересным объектам для исследований .
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат