Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.. Работа №63591

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Работа:

Развитие  познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

 

 

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством  элементов действительности

он располагает в своем опыте, тем  значительнее

и продуктивнее при других равных условиях будет

его творческая деятельность».

                                                                                                                 А. С. Выготский

 

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества.  Дошкольный  возраст – самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.

Экспериментирование  представляет  собой  особый  вид  деятельности,  направленной  на  познание  и преобразование  объектов окружающей  действительности.  Достоинства  экспериментирования  определяются тем,  что  оно  позволяет  детям  сформировать  представление  о  разных  сторонах  изучаемого  объекта,  его взаимоотношениях  с  другими  объектами  и  непосредственной  средой  его  существования  и функционирования.  Кроме  того,  экспериментирование  привлекает  ребенка  как  процесс,  обеспечивающий условия  для  проявления  самостоятельности,  возможности  реализации  задуманного,  создания  ситуации выбора и изменения, существующих вещей собственными  действиями и  усилиями, обеспечивая тем  самым открытие нового. Н.Н. Поддъяков в качестве одного из основных способов поисковой деятельности детей в дошкольном возрасте выделяет экспериментирование, определяемое им как истинная детская деятельность на  протяжении  дошкольного  возраста. 

Для организации детского экспериментирования как способа развития исследовательской активности в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать благоприятные педагогические условия, к числу  которых  можно  отнести  организацию  развивающей предметно-пространственной  среды,  готовность педагога  к  осуществлению  работы  с  детьми,  вовлечение  родителей  к  организации  экспериментирования.

Правильно  организованная  развивающая  предметно-пространственная  среда  дает  возможность одновременного  включения  в  активную  познавательно-творческую  деятельность  всех  детей  группы.  Она должна соответствовать требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетической привлекательности, а также иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, вариативному  наполнению  в  целях  полноценной  организации  опытно-экспериментальной  деятельности детей.

В процессе развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования  важную  роль  играет  педагог.  В  зависимости  от  уровня  сформированности исследовательских  умений  у  детей  доля  активности  педагога  изменяется.  При  формировании  первичных представлений  и  умений  экспериментальной  деятельности  педагог  ставит  перед  детьми  проблему, выстраивает  ход  ее  разрешения.  Исследовательская  активность  детей  в  этом  случае  заключается  в нахождении решения поставленной задачи. В процессе дальнейшего развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста их самостоятельность в процессе экспериментирования возрастает за счет поиска способов решения поставленной педагогом проблемы. Самостоятельность при этом может быть достигнута  путем  объединения  детей  в  мини-группы  для  коллективного  поиска  решения  поставленной проблемы.

Следует отметить,  что  педагог,  выступая  в  роли  равноправного  партнера,  включенного  в  деятельность  наравне  с детьми,  обеспечивает  добровольное  присоединение  детей  к  деятельности  без  психологического  и дисциплинарного  принуждения. 

В  процессе  экспериментирования  дети  учатся  ставить  цель,  определять задачи,  решать  поставленные  проблемы  опытным  путем, выдвигать  предложения-гипотезы,  проверять  их опытным  путем  и  делать  соответствующие  выводы  по  результатам  экспериментирования.  Включение  в процесс исследования развивает детскую любознательность, на основе которой формируется познавательный интерес к объектам познания.

Процесс экспериментирования может пронизывать все сферы деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ: игровую и непосредственную образовательную, прогулку, прием пищи. Например, во  время  прогулки  дети  могут  подумать  над  такими  важными  вопросами,  как,  что  происходит  со  снегом, сосульками, льдом, когда их пригревает солнце, как «устроена» снежинка и почему скрипит снег. В процессе развития исследовательской активности важное место должно быть отведено систематическим наблюдениям.

Это  позволит  детям  экспериментальным  путем  познакомиться  с  внешними  признаками  разнообразных объектов  окружающего  мира,  сформировать  необходимые умения  и  навыки,  способствующие  познанию окружающего  мира,  а  также  его  преобразованию.  Партнерами  в  этом  процессе  могут  стать  родители,  как полноправные  участники образовательных отношений, которые готовы заинтересовать детей, предоставляя им возможность для самостоятельных исследований, стимулируя внимание и интерес к новым интересным объектам для исследований .

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×