ФОРМИРОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дурновцева Руслана Витальевна, учитель-логопед
МБОУ «СОШ №12» ( г.Абакан )
В статье изложен материал по работе над формированием функциональной грамотности на логопедических занятиях с младшими школьниками с ОВЗ в ОУ.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младший школьный возраст, начальная школа, учебная деятельность.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам учебной деятельности. Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. Образование будущего – это образование понимания, а не запоминания. В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать функциональную грамотность, как способность человека (учащегося) вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками). У большинства учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, в структуре мотивации игровые мотивы доминируют над познавательными, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наряду с перечисленными недостатками детей младшего школьного возраста с ОВЗ сопутствуют: и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений). Но несмотря на особенности развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ они являются полноценными гражданами, и мы должны использовать все доступные методы, приёмы, технологии, чтобы в будущем дети смогли полноценно функционировать в современном обществе, были успешными и востребованными. Актуальность данной проблемы стимулирует на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком. В процессе работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ по формированию функциональной грамотности перед многими педагогами стоят задачи усвоения программного материала более интересным способом, что приводит к повышению качества коррекционной работы. Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение носило деятельностный характер. Другими словами, формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях необходимо использовать многообразный дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации учащихся. Работа с детьми с ОВЗ по формированию у них функциональной грамотности является наиболее продуктивной, если она ведется с учетом психологических особенностей. Помощником в данном направлении деятельности являются педагог-психолог и учитель -дефектолог. Специалисты помогают организовать образовательное пространство с учетом: - психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Задания на формирование функциональной грамотности для младших школьников должны позволять проявлять собственную индивидуальнось ребенка, накопленный опыт, находить нестандартные решения. Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Рекомендуется чаще использовать на занятиях диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями. Наилучшие возможности для возникновения эмоциональных контактов с учащимися младшего школьного возраста с ОВЗ создает игровая деятельность. Именно в игре ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности, в процессе которой происходит освоение средств общения. А без этой составляющей развитие функциональной грамотности будет осложнено в силу специфических особенностей данной категории учащихся. Использование игровой технологии привлекательно для учащихся с ОВЗ, но следует учитывать следующие аспекты: дети часто не принимают правила игры, при первых неудачах начинают отказываться играть, вступают в конфликт со сверстниками. На логопедических занятиях следует подбирать вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Игры- задания показывают элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой., развиваются умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. При правильном подборе материала и системной работе. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой. Трудное чтение и письмо оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. Таким образом, благодаря использованию игровых приёмов, закрепляется умение ребёнка читать целостно и осознанно, формируется автоматизм навыка чтения, повышается читательский интерес. Такие приёмы помогают учащимся улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности как одной из эффективных форм функциональной грамотности в целом. Как только появляются первые тексты, использую игровые технологии, применяю следующие приемы:
Использование эффективных технологий и приемов для учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ повышает их коммуникативную грамотность, тренирует умение работать в группе, развивает навыки устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, тем самым способствует развитию основ функциональной грамотности, что является одним из условий успешной социализации личности учащихся с ОВЗ.
Литература:
1. Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т. С. Алхатова, А. В. Семкин, Б. Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66.
2. Богданец, О. А. Характеристика понятия языковой функциональной грамотности младших школьников / О. А. Богданец // Современная наука и образование: новые подходы и актуальные исследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 127-133.
3. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
4. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат