К вопросу о подготовке учащихся 9,11 классов по разделу «Всеобщая история» в рамках ОГЭ и ЕГЭ
Всеобщая история – это колоссальный пласт исторического знания, который охватывает события с периода до нашей эры вплоть до современности. Особенностью российской исторической науки является то, что история развития стран Запада и Америки подробно изучается исключительно в нашей стране. В других странах проходится только история собственного государства. В советские времена данная особенность обосновывалась идеями мировой революции, интернационализма и создания мирового государства диктатуры пролетариата. В современной России раздел «всеобщей истории» изучается с целью развития политического, социально-экономического и культурного международного сотрудничества.
Любому ученику, независимо от уровня его познавательного интереса, способностей, и индивидуальных особенностей восприятия материала, достаточно сложно разобраться и привести в систему многочисленные события всеобщей истории.
Ситуация сложности вызвана целым комплексом причин. Среди них можно выделить и нехватку учебного времени на подготовку, и разнообразие изучаемых стран, и преобладание вопросов в экзамене, нацеленных на историю России, и длительный временной отрезок событий всеобщей истории (с эпохи Древнего Мира до современности). Тем более, что год от года уровень сложности заданий в ОГЭ и ЕГЭ, посвещенный всеобщей истории, идет по пути возрастания.
Обостряет проблему и отсутствие общепризнанного краткого справочника по всеобщей истории. Каждый педагог вынужден долго и тщательно изучать и подбирать справочную литературу, приемлемую по качеству и цене. Общеизвестно, что подготовка к ГИА по истории требует значительных финансовых вложений со стороны учащихся и их родителей: справочники, сборники заданий, атласы и контурные карты обладают достаточно высокой стоимостью. Не все оказываются готовы к подобным расходам. Тем более что заданий по всеобщей истории в структуре экзамена меньшинство: в ОГЭ – это 15,16,17 из 24 (2024г.), в ЕГЭ – 2, 21 из 21(2024г.).
Какие же существуют пути выхода из сложившейся ситуации? Исходя из опыта работы над данной проблемой, можно выделить несколько вариантов:
Работу с типовыми заданиями ОГЭ по всеобщей истории следует начинать с более ранних классов. Фрагменты исторических источников, вопросы к ним начинаются с 5 класса. Первоначально необходимо, чтобы ученик научился отвечать на вопросы к документу, а после формирования первоначальных навыков
работы
, можно переходить к соотнесению документа с историческо
й эпохой, с конкретным событием, что соответствует 17 заданию ОГЭ.
При
этом не следует перегружать учеников заданиями подобного типа, поскольку предмет история строится не только на работе с документами.
Очень важно в данном случае наличие системы работы: если она началась в 5 или 6 классе, ее следует продолжить в последующих классах для формирования долговременного навыка работы.
В
5-7
классах желательно давать для работы документы, соответствующие программе данного класса. Хотелось бы подчеркнуть здесь слово «желательно». Каждый педагог осуществляет выбор заданий, в зависимости от уровня познавательных способностей и мотивации конкретных учеников. Если класс обладает высокой познавательной активностью, можно приступить и к документам на повторение предыдущих эпох.
В 8-9 классах введение документов на повторение предыдущих эпох, а также заданий 15,16 становится необходимостью, поскольку, с одной стороны, время, оставшееся до экзамена, стремительно сокращается, с другой, уже накоплен значительный теоретический материал, пройдено большинство исторических эпох.
При работе с заданиями ЕГЭ, на первый взгляд ситуация упрощается – заданий всего два: одно на установление хронологической последовательности событий истории России и всеобщей истории, второе – на сравнение событий истории России и всеобщей истории. Если в первом задании достаточно знать даты событий, которые можно просто заучить, то во втором задании необходимо обладать более доскональным знанием фактов. Что советуют большинство методистов, авторов справочников, сборников заданий и практикующих педагогов? Работать с синхронистическими таблицами. Я бы предложила составление синхронистических карточек в виде таблиц в следующем виде:
Век
История России
Всеобщая история
Правитель (годы правления)
Правитель (годы правления)
Внутренняя политика
Внешняя политика
Внутренняя политика
Внутренняя политика
Карточки нумеруются, а затем используются учеником для повторения тем. Информация в карточке должна быть краткой для создания теоретической основы. Таким образом, систематическая подготовка к выполнению заданий по всеобщей истории, начатая с более раннего периода обучения, позволит, на мой взгляд, улучшить качество выполнения заданий по всеобщей истории в рамках ОГЭ и ЕГЭ.
Перечень литературы и источников
Всеобщая история в таблицах и схемах.5-11 классы / сост. Д.И. Чернов. – М.: ВАКО, 2022.- 160с.
Миронова Е.В. История: авторский курс подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д
:
Феникс, 2017. – 255с.
https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-7
https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/
tab/151883967-7
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат