На современном этапе развития образования одним из приоритетов образовательной политики является создание условий для эффективного обучения, развития и социализации детей. Эти задачи решаются через систему психолого-педагогического сопровождения учащихся в школах группового дополнительного образования и специальных школах дополнительного образования. Тема мотивации возникла не случайно. При нарушении развития мотивационной сферы учащихся педагогам необходимо глубже знать условия эффективного обучения таких детей. Одним из таких условий является понимание того, что мотивация формируется в процессе взаимодействия учителя и ученика.
Мотив-одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разработанной ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Мотив часто путают с потребностью или целью, тогда как потребность- это фактически неосознаваемая потребность, а цель-результат сознательного целеполагания. В процессе обучения учебная деятельность становится ведущей, а педагогическая мотивация-доминирующей. Этот процесс обусловлен развитием ученика и созданием соответствующих условий для обучения. Обучение — это не пассивное приобретение готовых знаний, а активный процесс. Это взаимодействие учителя и ученика, учитывающее способности, возможности и мотивы каждого ребенка.
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев утверждал, что только 20-30% достижений человека в жизни зависит от его интеллекта, а 70-80% - от мотивов, побуждающих его к определенным действиям. При нарушениях развития произвольность обычно формируется гораздо позже в жизни. Когнитивные мотивы могут отсутствовать.
У большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями уже в первые недели обучения наблюдается школьная дизадаптация, которая находит отражения в следующих причинах: эмоционально-личностных проблемах ребенка (избирательное отношения к предметам или учителям), трудности в усвоениях ребенком школьной программы, а также в нарушениях поведения ребенка (обучающийся отказывается идти в школу, сильно возбудим, отвлекается, не проявляет познавательную и двигательную активность на уроках).
При интеллектуальном дефекте, мотивационная сфера оказывается недостаточно сформированной к началу обучения, а ее более-менее устойчивое развитие наступает лишь к подростковому и юношескому возрасту. Мотивы детей с умственной отсталостью незрелы, они ситуативны и зависят в основном от внешних условий. Поэтому важной задачей на уроке является профилактика снижения мотивации. Решению этой задачи происходит благодаря созданию «ситуации успеха» на уроке, опоре на сохранные функции ребенка, а также снижение эффекта «выученной беспомощности», когда обучающиеся отказываются от выполнения заданий на уроке по причине того, что они могут не справиться. При сложных и комбинированных дефектах нередко возникает необходимость создания так называемой «искусственной» мотивации на уроке.
За счет чего получается добиться положительного результата? Это общий позитивный эмоциональный настрой, нестандартный взгляд на ребенка и урок, это саморазвитие педагога и глубокое понимание структуры психологических нарушений вследствие основного дефекта обучающегося. Также это поиск и осуществление доступной деятельности через определенные формы работы с ребенком с опорой на сохранные звенья его психической деятельности.
Формирование мотивации зависит от влияния определенных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние факторы:
1.Внешниефакторы — это условия, в которых оказывается субъект деятельности.
2.Внутренние факторы — это желания, склонности и убеждения. Убеждения считаются важнейшими факторами, характеризующими мировоззрение детей младшего школьного возраста и определяющими направленность и значимость их поведения.
Наиболее эффективным способом направления обучения является моделирование успешных ситуаций в процессе приобретения знаний учениками, которые не справляются с объемом учебной программы.
Следует помнить, что в процессе учебных занятий важна нравственная атмосфера. Необходимо убеждать детей указывать на ошибки в поведении одноклассников в дружеской манере, чтобы не нарушить хаос во время игры. Благоприятная атмосфера во время учебных занятий снижает риск возникновения комплексов и страхов.
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой
Общие мотивы физической культуры у школьников включают в себя желание заниматься физической активностью в целом, без акцента на конкретные виды двигательной активности.
Конкретные мотивы связаны с выбором определенных упражнений или видов спорта. Например, младшие школьники предпочитают игровые виды спорта, а старшие школьники выбирают различные виды спорта, такие как легкая атлетика, гимнастика, волейбол, футбол, плавание и другие.
К мотивам, побуждающим к занятиям физической культурой и спортом, т. е. к физической активности, можно отнести:
– Понимание спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, расширение жизненного кругозора, овладение знаниями и умениями в области здоровья сберегающих технологий, стремление приблизиться к своему идеалу и следовать его примеру — все это мотивы, которые определяют мировоззрение человека.
– Мотивы долга и ответственности включают понимание общественной значимости самообразования в сфере физической культуры и необходимость получения знаний как выполнение своего долга перед самим собой, родителями, учителями, коллективом, обществом.
– познавательные мотивы (бескорыстный познавательный интерес, познавательный интерес к физической культуре с ориентацией на реализацию в жизни, удовлетворение от физического усилия, преодоления трудностей, от напряженной интеллектуальной и физической деятельности; желание самостоятельно разобраться в вопросе, стремление к совершенствованию своих познавательных и физических способностей);
– мотивы вынужденности (познаю, так как заставляют родители, преподаватели, товарищи и другие, стремление избежать неприятностей (замечаний преподавателей, плохих оценок).
Кроме того, важно применять разнообразные методы и подходы к обучению, чтобы учащиеся могли найти свой собственный стиль обучения. Дифференцированный подход позволяет учительской команде учитывать потребности каждого ученика и создавать условия для их успешного обучения.Также, учитель должен быть внимательным и поддерживающим в отношении своих учащихся. Поощрение и похвала за достижения помогут стимулировать их мотивацию и уверенность в своих силах.Кроме того, учитель должен быть гибким и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Постоянное обновление и улучшение методов обучения позволит создавать интересные и эффективные занятия.Важно также уделять внимание развитию социальных навыков учащихся. Коммуникационные и сотруднические навыки помогут им успешно взаимодействовать с другими людьми и эффективно работать в группе.Наконец, создание дружелюбной и поддерживающей атмосферы в классе будет способствовать лучшему усвоению материала и повышению мотивации учащихся. Учитель должен создать условия, где каждый ученик чувствует себя комфортно, уважаемым и важным членом классного коллектива.Все эти меры помогут создать благоприятную атмосферу для обучения и повысить мотивацию учащихся, что в конечном итоге приведет к их успешному развитию и достижению образовательных целей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат