Конспект НОД по речевому развитию «Обитатели морских водоёмов».
Цель: Закрепление и обобщение представлений о морских обитателях, на основе систематизации ранее сформированных представлений.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир. Учить составлять описательный рассказ об обитателях морских водоёмов, используя план-схему. Развивать умение использовать в речи прилагательные и глаголы. Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту. Продолжать знакомить с красотой природных явлений при помощи музыкального сопровождения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Словарь: Катер, штурман, штурвал, батискаф, подводный мир, медуза, осьминог, вода солёная и пресная, хищник.
Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и о золотой рыбке», чтение стихотворений о морских обитателях, рассматривание иллюстраций, серий картин «Рыбы морей и океанов», энциклопедий, загадывание загадок.
Оборудование:Постройка катера, штурвал, кепка капитана, флажки, якорь, стаканы с водой, соломинки, соль, яйцо, канат, ширма с картинками морских обитателей, план-схема - пример составления рассказа, музыкальное сопровождение.
Ход: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на морскую прогулку.
Детский сад наш изменился
В море вдруг он превратился
Мы отправимся на катере гулять
Впечатлений много разных получать!
Проходите на катер, располагайтесь на палубе нашего катера, устраивайтесь поудобнее, наш катер выходит в открытое море. Штурман, полный вперёд!
Ребята, давайте вспомним какие водоёмы вы знаете? Какие из них с солёной водой, а какие с пресной?
Первое задание «Кто, где живёт?». Я называю животное, вы называете водоём: медуза, акула – океан, море; щука, карась – река; дельфин, кит – море; краб, осьминог – море; морская звезда – море; окунь, сом – река. Молодцы! С первым заданием вы справились.
Второе задание «Один - много». Например: акула – много акул. Медуза, морской конёк, дельфин, кит, ракушка, морская звезда, осьминог, кальмар, черепаха, каракатица, морской ёж. И со вторым заданием вы справились.
Ребята, где можно увидеть морских обитателей? Правильно, под водой. С помощью чего можно опуститься под воду? (водолазный костюм, подводная лодка, скафандр). А ещё под воду можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф – это специальная лодка для погружения на глубину. У нас на столе стаканы с водой и соломинка. Давайте подуем через соломинку в воду и услышим звук бурлящей воды. С таким же звуком наш батискаф будет опускаться под воду.
Берёмся за руки, садимся в батискаф. Ребята, посмотрите, здесь маленькая лаборатория. Я покажу вам опыт «В морской воде плавать легко». (Солёная вода, пресная вода, яйцо). Что произошло? Вывод: солёная вода держит лучше, у солёной воды свойство выталкивать предметы.
Ребята, мы с вами не заметили как опустились под воду. Что мы видим под водой? (Морских обитателей).
Третье задание «Какой он?». Я называю морского обитателя, а вы говорите какой он: медуза – опасная, прожорливая, хищная, злая, быстрая; дельфин – добрый, ласковый, загадочный, мокрый, быстрый; кит – огромный, тяжёлый, добрый; морская звезда – разноцветная, пятиконечная, весёлая, радужная; ракушка – красивая, неподвижная, говорливая, разноцветная.
Я с собой захватила схему. С помощью схемы нам нужно составить рассказ о морском обитателе. ( Кто это? Где живёт? Что ест? Ваше предложение ). Например: Это медуза. Она живёт в море или океане. Питается маленькими рыбками. Она очень опасна, может обжечь.)Молодцы!
Поднимаемся на верх, выходим из батискафа на катер. Но мы ещё с вами не отдыхали, я предлагаю пересесть в лодку, поплыть к берегу, поиграть и отдохнуть. Работаем всей командой, гребём к берегу.
«Что делает?».
Спросим мы у осьминога
Восемь ног тебе не много?
Ну и что, что восемь ног –
Отвечает осьминог.
Ребята, а что осьминог делает своими ногами? (рисует, умывается, ест, одевается, играет). Вот мы и на берегу. (Встречаем крокодила, большую ящерицу, огромного слона, весёлых обезьян, обычный бег). Хорошо отдохнули, пора возвращаться на катер. Поплыли!
Игра «Доскажи словечко».
По морю плывёт трёхэтажный (пароход).
Белокрылые хозяйки, над водой летают (чайки).
Большому судну не страшна океанская (волна).
Что за звёзды в глубине лежат на дне? На вопрос ответить просто, это же (морские звёзды).
Через океан плывёт великан и выпускает фонтан (кит).
У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы).
Закаляют нас всегда солнце, воздух и вода. Раз, два, три катер в детский сад плыви!
Штурман, полный вперёд!
ПОГОВОРКИ
Чтоб рыбу есть, надо в воду лесть.
Поешь рыбки, будут ноги прытки.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
В чужой лодке всегда больше рыбки.
Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.
Рыбка хороша, да бережок крут.
ПОСЛОВИЦЫ
На то и щука в реке, чтоб карась не дремал.
Как рыба в воде.
И рыба, и птица хвостом правит.
Как рыба об лёд бьётся.
Нем, как рыба.
Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат