Клиповое мышление и профилактика его развития у учащихся начальных классов
Челпанова Ольга Максимовна, учитель начальных классов, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
В статье рассматриваются признаки клипового мышления школьников и предлагаются пути и возможности грамотного применения клипового мышления в учебном процессе.
XXI век характеризуется бешеным ритмом, который невозможно остановить, новыми технологиями, позволяющими нам больше успевать.
И все чаще мы слышим о таком феномене как клиповое мышление, которое мешает нашему подрастающему поколению нормально усваивать и анализировать информацию, в дальнейшем затрудняет процесс обучения, отрицательно влияя на успеваемость современного школьника.
Наиболее точное определение понятию «клиповое мышление» дает доцент кафедры «Возрастной и педагогической психологии» Тюменского государственного университета, кандидат психологических наук Т.В. Семеновских: «клиповое мышление» – это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [1].
Российский журналист, философ, культуролог К.Г. Фрумкин в 2010 г. выделил пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление» [2]:
1. Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего.
2. Потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления.
3. Увеличение разнообразия поступающей информации.
4. Увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно.
5. Рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Клиповость – это образ жизни человека, формула современного человека, не только школьника.
Рассмотрим признаки клипового мышления:
1. Это речевая бедность. Школьник свою речь заменяет схемами, рисунками.
2. Визуальное мышление. Это творческая способность видеть не только глазами, но и воображением.
3. Мозг ученика очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации. В итоге появляется рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
4. Преобладание конкретного мышления над абстрактным.
Таким образом, наши дети получают информацию кусочками, пульсами. Клиповость позволяет школьникам видеть только то, что на поверхности, не проникая в глубину процесса или явления.
Отрицательное воздействие клипового мышления:
1. Такие школьники могут лишь потреблять информацию, не выделяя главного из информации.
2. Такие школьники не могут сосредоточиться на одной теме и перескакивают с одного вопроса на другой.
3. У таких школьников объем оперативной памяти растет за счет сиюминутного освобождения человеческого мозга от устаревшей информации, а вот объем долговременной значительно уменьшается.
4. У таких школьников успеваемость и качество знаний падает, так как они плохо воспринимают учебный материал, плохо запоминают понятия, учебный материал, не умеют излагать свои мысли в письменной и устной форме, тяжело читают материал с большим количеством страниц.
5. Такими школьниками легко манипулировать. Они совершают ненужные действия, о которых потом сожалеют.
6. Такие школьники становятся равнодушными и теряют чувство ответственности, так как ежедневно отовсюду поглощают большие объемы информации, среди которой много негативной информации.
7. Такие школьники неспособны решать сложные задачи, и в процессе обучения, и в повседневной жизни.
Положительное воздействие клипового мышления:
1. Такой школьник способен быстро принимать решение. Но вот продуманностью эти решения отличаются не всегда.
2. Такой школьник быстро переключает внимание с одного предмета на другой, решая несколько задач одновременно.
3. Мозг защищается от перегрузки информации, выбрасывая ненужную информацию.
4. Такие школьники стараются выискивать и поглощать свежую информацию.
Таким образом, современный мир меняется, а с ним меняется и мышление. Человек не рождается с клиповым мышлением. На формирование клипового мышления влияют и телевидение, и Интернет, и мобильная связь.
Приобретенные теоретические знания помогли мне провести исследование проявления компонентов клипового мышления у учащихся начальных классов в течение 3-х лет.
Модифицированный тест Дж.С.Брунера показал, что к концу второго года обучения из 25 учеников класса, компоненты клипового мышления присутствовали у 6 учащихся, это 24%. Школьную библиотеку регулярно посещали все ученики и читали художественную литературу. Успеваемость класса – 68%. Проведенное анкетирование родителей показало, что родители контролируют время работы ученика за компьютером.
Таким образом, второй год обучения выявил небольшое количество детей с клиповым мышлением, которые способны оставить работу незаконченной, склонны к выполнению нескольких задач. Им больше нравится получать информацию в рисунках, а не в текстовом формате.
Современные школьники, выросшие в интернете и быстро осваивающие современные технологии, хотят интерактивных методов обучения, смены деятельности, многозадачности и мобильности.
И перед учителем сегодня стоит задача найти пути и возможности грамотного применения клипового мышления в учебном процессе.
Третий и четвертый год обучения мною был посвящен профилактике клипового мышления у учащихся.
В настоящее время в педагогической науке много образовательных технологий. Каждый из нас в своей работе использует такие технологии, как технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология критического мышления, кейс-технология, технология ТРИЗ. В совокупности все эти технологии формируют понятийное мышление и противодействуют клиповому мышлению.
Для частой смены видов деятельности и источников информации использовала такие приемы (разработаны Е.Ю. Ривкиным):
быстрые ответы на серию вопросов, имеющих разную конструкцию;
выделение (подчеркивание, закрашивание и т.п.) логических частей (понятий, примеров) в тексте;
сокращение текста, выделение главного.
Для создания образов понятий, изучаемых объектов, процессов и явлений с учениками иллюстрировали текстовые источники, создавали слайд-презентации, схемы.
Для частой смены источников информации трансформировали образы: художественные – схематические – звуковые – текстовые. Понятия и явления изучали с использованием различных органов чувств и способов передачи информации.
Опора на жизненный опыт, приемы игры и соревнования, организация сопутствующего повторения как опоры для освоения нового, введение достаточно большого объема нового материала в короткий промежуток времени с его последующим углублением и систематизацией, проектная деятельность.
Предложенные приемы на различных этапах позволили разнообразить уроки, привлечь внимание учащихся. Учебный процесс старалась строить так, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
Для профилактики клипового мышления и концентрации внимания на длительное время в урочное и внеурочное время применяла таблицы Шульте, загадки, скороговорки.
Еще один из способов борьбы с клиповым мышлением – это чтение художественной литературы. Обязательное обсуждение прочитанного для выработки навыка анализа и установления логических связей. При работе с художественным текстом учащиеся пользовались памятками. На период летних каникул составлен рекомендательный список художественной литературы.
Не остались без внимания и родители. Для них был предложен лекторий о значении ограничения для учащихся начальных классов доступа к компьютеру, телевидению, фильмам и пр.
Также на родительских собраниях напоминала о необходимости общения с детьми с целью отдыха от информации. Это такие рекомендации, как занятия физическими упражнениями; наличие хобби; рукоделие, рисование, лепка, музыка; совместное посещение зоопарка, театров; выращивание и уход за комнатными растениями.
В результате, использование разнообразных приемов, которые направлены на освоение предметного содержания и метапредметных компетенций, помогли улучшить учебный процесс, даже имея клиповое мышление.
Тот же модифицированный тест Дж.С.Брунера установил, что на конец четвертого года обучения компоненты клипового мышления присутствуют уже у 10 учащихся из 25.
Полученные результаты показывают, чем старше становится ученик, число детей с компонентами клипового мышления, несомненно, растет.
Причину таких результатов можно искать:
а) в получении большой и разнообразной информации и скорости ее поступления;
б) в ускорении темпа жизни и неспособности учащихся выделять главное и исключать лишнее;
в) в увеличении количества дел, которыми одновременно занимается ученик;
г) в поверхностном чтении художественной литературы.
Итак, клиповое мышление – это не ущербность и не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни.
И учителю не рекомендуется бороться с клиповым мышлением, а рекомендуется искать новые подходы к решению проблем обучения молодого поколения, используя особенности клипового мышления, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.
Список использованных источников
1. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. Журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014 https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf
2. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. Топос: литературно-философский ж-л. – 2010. – № 9.
http://www.topos.ru/article/7371.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат