Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста. Работа №64072

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста
Работа:
Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста
Изучение влияния музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста является актуальной темой в современной логопедии. Ей посвящены исследования многих отечественных и зарубежных авторов.
Н.С. Лейтес опубликовал ряд психологических исследований, подтверждающих активацию созревания мозга у детей при раннем музыкальном развитии. В свою очередь это положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, формировании речи. [4]
Т.Н Маляренко обращает внимание на роль кинестетического праксиса в развитии головного мозга. Так, обучение игре на фортепиано в раннем дошкольном возрасте стимулирует развитие памяти, сенсомоторных и речевых зон. [6]
По мнению Т.Н. Маляренко музыка способствует гармоничному созреванию головного мозга за счет сенсорного притока: активизируется развитие альфа-ритма, поддерживается умственная и физическая работоспособность, улучшается мозговое кровообращение, происходит активация интеграционных процессов в мозге на разных уровнях, что в свою очередь влияет на формирование речевой функции. [7]
В.М. Бехтерев отмечал, что регулярное прослушивание классической музыки и колыбельных может применяться в профилактике детских неврозов. [9]
Он также обращал внимание на значение музыки в развитии слуха и речи. Ещё до формирования экспрессивной речи дети реагируют на музыку, могут различать интонацию и тембр, воспроизводят знакомый мотив, напевая его звуками раннего речевого онтогенеза. [1]
Исследования Т.Д. Волковой и Г.Р. Шашкиной показывают положительные результаты применения музыкально-ритмических движений в реабилитационной методике воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой интеллектуального и речевого развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата. [10]
Важно отметить, что музыка оказывает влияние так же и на психофизиологическое состояние детей.
Так, гармоничная благозвучная музыка по наблюдениям И.Р. Тарханова положительно влияет на психоэмоциональное состояние, работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем. При этом раздражающая музыка имеет прямо противоположный эффект. [11]
Р. Шофлер отмечал, что симфонии П.И. Чайковского, произведения Ф. Шуберта и другие классические музыкальные композиции, обладают лечебным воздействием на организм, поэтому их полезно прослушивать в период реабилитации при различных заболеваниях. [2]
Музыка Моцарта обладает расслабляющим эффектом и успокаивающим действием на психику детей. Её регулярное прослушивание укрепляет микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух и память, стимулирует мышление. Произведения Моцарта вызывают у детей прилив творческих сил, приводят к успехам в продуктивной деятельности на 40-50%. [5]
М.Л. Лазарев рекомендовал прослушивать классическую музыку женщинам во время беременности и детям в период раннего детства за счет положительного её влияния на центральную нервную систему. [3]
По мнению музыкальных педагогов важен и выбор музыкального инструмента, на котором будет учиться играть ребёнок, звуки которого он будет воспринимать при прослушивании мелодий. Так, например, скрипка, фортепиано, арфа, кларнет оказывают стабилизирующее действие на работу центральной нервной системы, на эмоциональное состояние детей. При этом спокойные мелодии успокаивают, уравновешивают психоэмоциональный фон, а ритмичные композиции, напротив, способствуют проявлению активности, стимулируют воображение и фантазию. [8]
Положительное воздействие музыки происходит при пассивном и при активном её прослушивании.
Применение музыки на занятиях с детьми позволяет решать разные задачи. С её помощью можно стимулировать слуховое восприятие и внимание, формировать навыки слоговой структуры слова, развивать речевую функцию, прививать любовь к творчеству, стимулировать воображение и фантазию, положительно влиять на психоэмоциональное состояние. Таким образом, музыка оказывает положительное влияние на развитие ребёнка в период дошкольного детства.
Используемая литература:
1. Бехтерев, В. М. Музыка как лечебное средство! / В. М. Бехтерев, С. Никитин // Петербургская газета. – 16 апреля, 1913
2. Зиннатова А.А. Влияние музыки на человеческий организм / Зиннатова А.А. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств – 2009. – №4. С. 16
3. Лазарев М. Л. Музыка материнского молока: Международный музыкальный проект поддержки грудного вскармливания - основы гармоничного развития ребенка СОНАТАЛ (педиатрия-психология-педагогика) / М. Лазарев; Союз педиатров России. - Москва : ПедиатрЪ, 2015. 32 с.
4. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр Академия, 1996. 416 с.
5. Лукьянова Н.В. Музыка и дети / Лукьянова Н.В. // Наука и образование сегодня – 2008. С. 64-68
6. Маляренко Г. Ю. Музыка и мозг ребенка. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 1988. 94 с.
7. Маляренко Т. Н., Кураев Г. А., Маляренко Ю. Е. Развитие электрической активности мозга у детей 4-х лет при пролонгированном усилении сенсорного притока с помощью музыки // Физиология человека, 1996. Т. 22, № 1. С. 82–87
8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред.Е. А. Медведевой. − М.: Академия, 2002 – 224 С.
9. Орлова Е.М. Опыт познания влияния музыки в работах В.М. Бехтерева / Орлова Е.М. // Музыкальное искусство и образование – 2015. – №3. С. 66-74
10. Русак Н. В., Богданова Т. С. Роль музыкального искусства в преодолении речевых нарушений детей дошкольного возраста. / Русак Н.В., Богданова Т. С. // Эстетическое образование: традиции и современность. Материалы V Межд. студ.. научн.-практ. конф. научное электр. издание локального распространения; г. Минск, БГПУ – 2017. С. 38-41
11. Тарханов И.Р. О влиянии музыки на человеческий организм. СПБ.: Изд. Тип. В. Демакова, 1893, 62 С.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×