Формирование личностных (self) компетенций наставника: компетенции «Творчество. Изобретательность. Креативность».
Авторский коллектив:
Сотрудники Проектного бюро обособленного структурного подразделения Проектного офиса МКУ «Агенство развития социальной политики», г.Новосибирск:
Береснева Ольга Андреевна, эксперт,
Баляскина Инна Владимировна, начальник,
Остроухова Елена Геннадьевна, аналитик,
Ребрищева Анна Вячеславовна, менеджер ,
Фроленко Анна Владимировна, менеджер,
Кузнецова Наталья Валерьевна, проектный менеджер МКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» «Жемчужина»
Белина Светлана Владимировна, методист, МКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» «Созвездие»
К self компетенциям относится способность задумываться над процессами, протекающими в жизни, умение понимать свои ощущения, желания и мечты, проводить самодиагностику. Чем в большей степени сформированы эти навыки, тем эффективнее человек может работать и тем полноценнее становится его жизнь. Современному человеку важно уметь анализировать своё состояние, осознавать свои потребности и интересы, знать, какими ресурсами он обладает и как их можно использовать. Это навыки, необходимые педагогам и наставникам. Self компетенции - это необходимое умение наставника - позволяют человеку придерживаться своего индивидуального пути, а не пытаться каждый раз подстроиться под малейшие изменения в мире.
В статье «Формирование личностных (self) компетенций наставника: компетенция «Бесстрашие» мы предлагали следующий алгоритм формирования и развития компетенций наставника, представленный следующими шагами:
Определение
сути
поняти
й компетенций бесстрашия, творчества, креативности, эмпатии.
Обзор существующих методик и о
тбор
актуальных
приёмов формирования компетенци
й.
Выбор инструментария для формирования компетенци
й.
Овладение
опыт
ом
формирования
личностных
компетенци
й.
В настоящей статье рассмотрим формирование и развитие компетенций «Творчество. Изобретательность. Креативность» на основе предложенного алгоритма.
Определение сути понятий «Творчество. Креативность. Изобретательность».
Творчество – процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. Это способность обнаружения новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида, способность использовать воображение для создания новой идеи или продукта, полезного для общества. Творчество — умственный процесс свободной реализации мысли во внешнем мире, в том числе с помощью инструментов и внутренних ощущений человека, представляющий для него или для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность.
Изобретательность - способность придумывать что-либо новое, решать сложные проблемы оригинальными, умными способами, умение придумывать или сочетать существующие методы и идеи, разрешать противоречия между необходимостью достижения значимых целей и отсутствием для этого достаточных средств.
Креативность - способность выходить за рамки, умение отпускать свои мысли «на свободу», не держать поводок из стереотипов, страхов.
Креативность и изобретательность — приобретенная способность представить и/или разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом. Или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, в целом это новый путь понимания и видения вещей. Это постановка вопросов, которая открывает новые варианты решений, или установка таких связей между явлениями, которые становятся вызовом для наших ожиданий и открывают возможность увидеть мир новым образом, с помощью воображения.
Обзор существующих методик и отбор актуальных приёмов формирования компетенции «Творчество. Креативность».
Упражнение 1. Режимность дня. Вырабатывая привычки делать одни и те же вещи в одно и то же время, мы разгружаем свой мозг, что позволяет экономить его энергию для творчества. Рутина также может быть важна для успешного воплощения творческих идей — многие писатели или художники придерживаются строгого графика за рабочим столом, чтобы каждый день успеть сделать немного больше.
Упражнение 2. Наблюдение. Наблюдая за другими людьми, их действиями, можно увидеть решение своей задачи, либо увидеть решение проблемы этих людей, которое было им не видимо.
Упражнение 3. Альтернативное применение Тренировка. Тренировка мозга через игровые формы, например, найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам, например, стул, ложка, свеча. Чем больше будет практика, тем легче будет приходить озарение в поставленной задаче.
Упражнение 4. Прогуляйтесь. Исследования показывают, что мозг мыслит креативнее, когда тело находится в движении. Если у вас сидячая работа и вам нужно придумать хорошую идею, возможно, короткая активная прогулка поможет вызвать вдохновение.
Упражнение 5. Вознаграждайте себя. Если вдохновение никак не приходит, попробуйте пообещать себе награду за придумывание хорошей идеи. Это может быть что-то небольшое, но ценное именно для вас, например, пирожное или покупка классной ручки. Главное, не переусердствуйте, иначе есть риск, наоборот, снизить мотивацию.
Упражнение 6. Дистанцируйтесь от задачи. Известно, что некоторая психологическая дистанция между вами и проблемой помогает решать креативные задачи. Нужно представить, что перед вами чужая проблема. Как бы вы посоветовали справиться с ней, например, своему знакомому? Эта практика помогает начать мыслить более креативно, так как снимает внутренние ограничения человека.
Упражнение 7. Окружите себя вдохновением. Среда влияет на креативность. Скучная или неприятная обстановка может помешать творческому мышлению. Сделайте рабочее место приятным и вдохновляющим. Можно обновить заставку на компьютере, повесить фото близких или окружить себя зеленью.
Упражнение 8. Придумайте ограничения. Когда вы пытаетесь решить проблему, обычно в голову приходят самые очевидные и простые решения. Они могут быть хорошими, но вряд ли креативными и новаторскими. Один из способов преодолеть это — наложить некоторые ограничения на решение задачи. Например, представить, что ваша презентация должна состоять только из картинок или что ваш текст должен понять даже ребёнок. Такая практика позволяет взглянуть шире и действовать по-новому.
Упражнение 9. Мечтайте. Отложите все гаджеты, выключите наушники, не трогайте книжку и просто дайте себе поскучать. Скука активизирует креативность, она сообщает мозгу, что в окружающей действительности чего-то не хватает. Поэтому мозг начинает придумывать и мечтать.
Упражнение10. Переосмыслите проблему. Сделайте в её решении несколько шагов назад. Есть ли другой способ думать о ней? Можно ли взглянуть на неё под другим углом? Эта техника помогает прийти к новым решениям.
Упражнение 11.Используйте весь спектр эмоций. Исследователи долгое время думали, что только положительные эмоции помогают мыслить творчески. Но позже стало известно, что любые сильные эмоции стимулируют креативность. Это не значит, что вам нужно срочно испортить себе настроение. Но в следующий раз, когда вы окажетесь в негативном эмоциональном состоянии, попробуйте использовать эту энергию для решения проблемы или выполнения задачи.
Методика 1. Метод контрольных вопросов (анализ характеристик). Процесс выработки новых идей основывается на использовании списка вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Вопросник составляется в произвольной форме. Например, можно использовать такие контрольные вопросы:
Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?
Можно ли это адаптировать?
Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее? Не наводит ли это на какие-то другие идеи? Что можно скопировать? В чем можно превзойти?
Методика 2. Матричное структурирование. Матричное структурирование проблем представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы.
Методика 3. Метод фокальных объектов. Данный метод заключается в том, что свойства одних объектов переносятся на другие. Для поиска слов (объектов переноса) обычно пользуются книгами и словарями.
Например, свойства помидора (круглый, сочный, вкусный) переносятся на подводную лодку: круглая лодка — подводный дом, сочная — со смазкой наружной поверхности для уменьшения трения, вкусная — в длительном плавании ее мебель и перегородки съедаются, поскольку сделаны из муки со специями.
Методика 4. Метод инверсии. Метод инверсии означает противоположный обычному взгляд на проблему и ее решение. Сопряженные узлы мысленно меняются местами: то, что внутри, ставят наружу, «вверх дном», «вывернутым наизнанку».
Методика 5. Метод свободных ассоциаций. Метод свободных ассоциаций — один из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он весьма полезен при выработке совершенно нового взгляда на проблему. На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.
Методика 6. ТРИЗ. Позволяет алгоритмизировать деятельность: разбить «нерешаемую» задачу (проблему) на простые выполняемые последовательные действия. Эту методику можно использовать для развития изобретательского мышления человека во всех областях: техника, бизнес, искусство, науки и научные представления, информационные системы независимо от того, материальные они или нет. Для решения возникающих в этих областях изобретательских задач можно использовать единые инструменты ТРИЗ:
– инструменты выбора критериев для оценки рассматриваемых систем (может быть и не нужно ничего развивать);
– инструменты постановки и выбора задач для решения (не все что кажется задачей, таковой является и не всякую задачу нужно решать);
– инструменты моделирования задач и систем (разные инструменты могут использовать разные модели перехода от реальной ситуации к их моделям);
– инструменты перехода от модели задачи к модели решения (разные модели задачи используют и разные модели решения, например, приемы и принципы разрешения противоречий,
элепольный
анализ);
– инструменты развития систем (законы и тренды развития позволяют создавать образ прогноза развития систем);
– инструменты перехода от моделей решения к самим решениям.
Методика 7. «Разрыв шаблона» (автор идеи Тина Силиг). Ниже приведены техники, позволяющие в рамках идеи «Разрыв шаблона» развивать творческое, креативное мышление.
Под другим углом:
тренировать в себе умение изменять точку зрения можно каждый день.
Примеры:
Найдите камень или кусок дерева, вставьте в рамку и получите арт-объект.
Представьте, что ваш молодой секретарь однажды станет исполнительным директором.
Сядьте на пол и поймите, каким видят мир маленькие дети.
В поисках вдохновения:
всего одно слово
- и сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.
Сочетать несочетаемое:
умение соединять и комбинировать несочетаемые объекты — важный этап создания инноваций. Для формирования новых идей нужно научиться реорганизовывать и перегруппировывать старые.
Выбор инструментария для формирования компетенций «Творчество. Креативность».
Английский социальный психолог Грэм Уоллес в своей книге «Искусство мышления» изложил теорию четырёх стадий творческого процесса: подготовку, инкубацию, озарение и проверку, которые представляют собой, по сути, искусство балансирования на грани сознательного и бессознательного. Эти фазы представлены в определенной последовательности.
На п
ерв
ой
стади
и
развития творчества, изобретательности, креативности
«
Подготовка
»
проблема или задача, к какой бы области человеческого знания она ни относилась, «исследуется во всех направлениях»,
подготавливает
ся
почв
а
для б
удущих идей
,
накапливаются интеллектуальные ресурсы, которые лягут в основу решения. Это
стадия
полной осознанности, планирования, вхождения в нужное настроение и предельной концентрации внимания.
На этой первой стадии развития компетенций предлагаем следующие инструменты (упражнения и методики).
Упражнение 12. Изучение себя. Чтобы стимулировать у себя способность творчески мыслить, стоит разобраться, что вы любите и в каких обстоятельствах вам думается лучше. Подумайте, какая обстановка будет триггером для вас.
Упражнение 13. Изменение точки зрения. Попробуйте взглянуть на проблему под другим углом, и вам может прийти в голову новое решение. В писательских практиках есть упражнение, когда рассказ предлагается написать от лица ложки. Или детской игрушки, которая много лет пылится на полке.
Упражнение 14. Упражнение «Что будет, если..?». Необходимо подключить фантазию и придумать разные возможные продолжения ситуации, альтернативной нашей реальности. Что будет, если начнется война пчел и шмелей? Что будет, если ваша собака начнет с вами разговаривать? Не только вопросы, но и ответы должны быть максимально нестандартными. Если постоянно выполнять это упражнение, сознание незаметно позволит себе генерировать все более смелые идеи.
Методика 8. «Шесть цветных шляп». Человек представляет, что на его голове поочередно оказываются шесть разноцветных шляп, и от их цвета зависит подход к проблеме: в белой он думает беспристрастно (собирает информацию, анализирует), в черной –становится скептиком (ищет подвох), в желтой - оптимистом (ищет преимущества), в красной – захвачен эмоциями (развиваются интуиция и предчувствия), в зеленой – творцом (генерирует идеи), в синей - подводит итоги.
Методика 9. «Новые слова». Язык – это не только средство общения. Язык – это восприятие мира. Нужно придумать как можно больше слов, отражающих действие или предмет. Эскимосы могут называть снег более чем 200 словами. Потому что у снега есть разные состояния, они очевидно различаются, следовательно, и название у каждого должно быть свое.
Методика 10. Методика погружения: уединение, концентрация, медитации, дыхательные практики. Уединение - умение быть наедине с собой, быть в тишине, без информационного шума. Многие творческие люди создавали свои работы, находившись в уединении. Во время концентрации достигается погружение в процесс, отключение от всех внешних раздражающих факторов, мозг сфокусирован на поставленной задаче. Медитации и дыхательные практики позволяют «отключать» мозг, учат концентрации, осознанности, принятию тишины.
Методика 11. Методика расширения границ (чтение, общение, знание). Сказки фантастика, приключения, те произведения, где существует неизведанное и незнакомое для нас – основа для развития воображения, творчества. В процессе чтения наш мозг начинает рисовать героев, места и события, о которых мы читаем, но опыта их визуализации нет. Общение необходимо с теми, кто знает больше тебя, с людьми из разных сфер, о которых ничего не известно. Сейчас это проще реализовать, поскольку доступно общение в онлайн формате, просмотр записей выступлений. Изучать, получать знания о том, с чем ранее не был знаком. Новое не рождается из ничего, ниоткуда, нужна основа для творчества и изобретательства. Необходимо иметь знания не только в той области, в которой мы творим, но и смежной с ней. Так мы уходим в голубой океан.
На второй стадии развития творчества, изобретательности, креативности «Инкубация» идет бессознательная обработка имеющихся данных, но отсутствуют прямые усилия по решению проблемы. Эта стадия заключается в свободном полёте фантазии, смешении впечатлений, образов, эмоций, интуиции, «мышечных ощущений» и т.д. Г. Уоллес предлагает оригинальную технику для повышения эффективности стадии инкубации — сознательно устраивать перерывы концентрации внимания в нашей работе: зачастую можно получить больше результатов, занимаясь несколькими проблемами подряд, когда после одной незавершённой деятельности осуществляется переход к другой
.
Достигается больший эффект, чем
при
попытке
закончить работу над одним проектом в один присест.
Инкубация тем и хороша, что позволяет постоянно отвлекаться на что угодно, менять деятельность и не терзать себя бесплодными попытками «вымучить решение».
М
ожет показаться, что вы бросили свою тему и перестали работать над проблемой. Но не всё важное происходит на виду, и каждая скрытая инкубация рано или поздно вырывается наружу. Тогда мы с вами вступаем в стадию озарения.
На второй стадии развития компетенций предлагаем следующие инструменты (упражнения и методики).
Упражнение 15. Создание нового из элементов старого (Синтез). Например, создание бестиария – энциклопедии выдуманных существ. Несуществующие животные созданы из фрагментов реально существующих животных. Или придумывание «новых слов», понятных каждому: кругломаркет – круглосуточный магазин, кривоулок – улица, которая петляет, и т.д.
Упражнение 16. Размышление о том, что вас вдохновляет. Возможно, трудности (чем сложнее задача, тем сильнее хочется найти решение), отказ от удовольствия («пока не придумаю, этот шоколад останется лежать, где лежит»), игра (представьте, что вы затеяли соревнование с другом, кто за минуту придумает больше идей для нового проекта).
Упражнение 17. Не останавливаться! Все люди мыслят похоже. Именно поэтому невозможно выдумать идею, которая никогда не приходила в голову. Разница только в том, на каком этапе вы останавливаетесь. Перебрав все обычные варианты? Или сумели перейти от шаблонов к инсайтам и новым стратегиям.
Методика 12. Метод перебора. Перебор возможных вариантов, пока не найдётся настоящий, приемлемый для решения проблемы. Это принцип продемонстрировали дети из эфиопской деревни, которым исследователи подарили планшеты в коробках. Дети не умели читать и писать, в деревне ничего не слышали об интернете. Ученые предполагали, что дети просто будут играть с коробками, однако через несколько дней после получения планшетов дети научились находить музыку в сети и фотографироваться.
Методика 13. Метод «Выход за рамки» предполагает при решении проблемы, задачи отказ от ограничений рамками объективных обстоятельств или представлений о действительности. Препятствием при развитии творчества, изобретательности, креативности является ограничение мышления. Многие люди имеют свои представления о том, что можно и нельзя делать. Ограничения могут быть связаны с культурными или социальными нормами, стереотипами и даже личными убеждениями. Важно научиться задавать вопросы, искать альтернативные решения и смотреть на проблемы с разных сторон. Алгоритм применения метода:
сформулируйте проблему;
представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности;
рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.
Методика 14. Метод «Случайное слово». Можно применять как в группе, так и индивидуально. Сформулируйте проблему. Скажите любое слово, которое первым придёт в голову. Перечислите все признаки и ассоциации с этим словом, выпишите их на листочек бумаги. А теперь возьмите этот листок и применяйте все признаки к вашей проблеме и идее. Эта техника позволяет найти десятки ассоциаций с проблемой и идеей: новые слова и их признаки запускают совершенно новые ассоциации.
Методика 15. Метод «От ошибки» («защита от ошибки», «защита от дурака»). Суть в моделировании ситуации, в которой неизбежно появляется ошибка, и поиске путей её устранения. Важно понимать, что ошибки - это неизбежная часть процесса развития. Чтобы развиваться, нужно делать ошибки и учиться на них. Важно также отказаться от идеи, что решение проблемы может быть достигнуто с первого раза. Успех решения часто приходит после множества неудач и ошибок.
Методика 16. «Многозначные советы». Если вы уперлись в творческий тупик, нужно найти выход и опору внутри себя. Это очень важно в ситуации, когда изо всех сил надо заставить мозг работать, а он сопротивляется, и чем дальше, тем сильнее. И в результате мы топчемся на месте, а то и откатываемся назад. Такое может случиться с кем угодно. Поэтому заранее приготовьте карточки, где будут подсказки. Пишите что угодно, основное условие – интерпретировать ваше послание однозначно нельзя. Поэтому вы увидите разный смысл в разной ситуации.
Может показаться, что вы бросили свою тему и перестали работать над проблемой. Но не всё важное происходит на виду, и каждая скрытая инкубация рано или поздно вырывается наружу. Тогда наступает стадия озарения.
Суть
третьей
стадии развития творчества, изобретательности, креативности
«
Озарение
»
лежит
в
концепции «внезапного озарения
» (
Анри Пуанкаре
)
.
В
творческом процессе рано или поздно возникает момент, когда в совершенно случайной ситуации все идеи и мысли, проработанные на стадии подготовки, вдруг преображаются в сознании, порождая нечто новое и предлагая ключ к решению проблемы.
Т
акое озарение не может быть форсировано и искусственно вызвано
.
П
оявление «вспышки» — это кульминация череды ассоциаций, незаметной вн
утренней работы, которая
продолжалась в течение
некоторого промежутка времени.
На третьей стадии развития компетенций предлагаем следующие инструменты (упражнения и методики).
Методика 17. Метод ограничений. Ограничивайте себя. Когда просят «что то сказать», в голове немедленно образуется пустота. Ограничения необходимы на данной стадии творческого мышления. Существует интересное упражнение: придумать полноценный рассказ, состоящий из 6 слов.
Методика 18. Синектический штурм. Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм. как способ решения проблем, заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии. Этапы синектического штурма:
с
формулируйте проблему
;
п
еречислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий)
;
п
ридумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий)
;
п
ерескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
п
редставьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).
Методика 19. Метод «Мозговой штурм». Метод представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых участниками. В основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека нужно вырвать его из привычной обстановки и поместить в необычные условия. Данный метод не устраняет беспорядочных поисков, но он отражает важный механизм взаимодействия и развития идей: участник штурма А высказал первую идею, которую тут же видоизменил участник В, в результате возникла вторая идея. Теперь участник А видит свою идею иначе, что позволяет продолжить ее развитие и, таким образом, образуется цепь идей.
Подготовка к «мозговому штурму» начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (6-12 человек) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой теме. Любые, даже самые абсурдные, идеи фиксируются; не допускаются критические замечания или оценки высказанных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях.
Методика 20. Фрирайтинг (свободное письмо). Это техника письма, подразумевающая механическое записывание всех появляющихся в сознании мыслей. Вы пишете непрерывно в течение ограниченного времени, оптимально – 10-15 минут. При этом автор не ограничен ничем: не подбирает слова, не следит за грамотностью, не придерживается линии повествования. Главное условие – не останавливаться в процессе письма. Это письменная практика — симбиоз одиночного мозгового штурма и медитации. Этот инструмент подходит для поиска идей и ответов на вопросы, для планирования своего проекта или просто дня, для разработки сценариев или создания контента
Последний этап
-
стадия «Проверка
»
.
В
отличие от втор
ой
и третье
й стадий становления творческого, креативного мышления
,
она
не ограничивается областью сознания. Задачи на этом этапе предельно конкретные: направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к
документальному
оформлению
идеи, проекта, задачи.
«
Что касается самих решений, они должны быть реализованы во время второго периода работы, который следует сразу за вдохновением и во время которого результаты вдохновения проверяются
и оформляются должным образом….»
(Г. Уоллес)
.
Упражнение 18. Включите бесстрашие. Не бойтесь рисковать. Если вы не уверены в результате, то это не означает, что не стоит пробовать. Не надо бояться оценочных суждений окружающих. Ваша работа или идея могут быть не приняты обществом, но это не значит, что не стоит пробовать. Нужно быть готовым рискнуть получить совершенно новый результат.
Нужно не упускать из виду одну очень важную деталь: взаимодействие всех четырёх стадий, ни одна из них не будет работать по отдельности, в изоляции от остальных. В каком-то смысле творчество — это сложная машина, состоящая из бесчисленных, постоянно движущихся частей. В повседневном потоке мыслей эти четыре различные стадии постоянно перекрывают друг друга, как только мы начинаем решать разные проблемы. Даже при исследовании одной проблемы наш ум уже может находиться в стадии бессознательной инкубации решений одного из аспектов этого дела, в то время как процесс мышления сознательно используется для подготовки или проверки другого аспекта.
Овладение опытом формирования личностных компетенций.
Любой вид деятельности в той или иной мере формирует творческое начало в человеке. Творчество, изобретательность, креативность - это компетенции, которые дополняют друг друга. Изобретательность - вырастает из компетенции "Креативность" и всегда будет прикладной, так как применяется не перманентно (как креативность), а в зависимости от ситуативной задачи, требующей изобретения нового подхода, продукта или решает новую конкретную ситуацию (в практической или профессиональной жизни человека). Творчество, изобретательность, креативность - ключевые self-компетенции для счастливой жизни обычного человека, его "способ эффективно жить" в SHIVA - мире. В этой статье перечислены некоторые упражнения и методики, которые легко применить для формирования этих якорных, экзистенциальных компетенций. Мы никоим образом не претендуем на полноту исследования темы. Но думаем, что подборка инструментов формирования компетенций будет полезна наставникам.
Источники информации и литература:
Википедия
. Определение понятий творчество, изобретательность, креативность
Идеографический словарь русского языка
.
Составитель: Баранов О.С., 1995г.
Л
укас Б. Креатив и интуиция в бизнесе.
Издательство:
Рипол
-Классик, 2010 г.
Пономарёв А.Я.
, Ушаков Д.В., Александров Ю.И.
Психология творчества.
Издательство: Институт психологии, 2006 г.
Грэм Уоллес. Искусство мышления.
Лондон
, 1926г. Адаптированный вариант текста 2020г.
Щербакова Е.В. / Проблема бессознательного в художественном
творчестве – вопрос метода / Е.В. Щербакова, Е.В.
Звонова
, А. В. Ромашко, Н.А.
Пестерева
/ Международный научно-исследовательский журнал № 9 С.196 -200 – электронный ресурс
Ручкова
Н.А. / Определение понятия «Творческое мышление» в научной литературе по психологии / Н.А.
Ручкова
, И.А. Ледовских / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2010
Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон: пер. с фр. В. А. Флеровой. — 2-е изд. — Москва: Академический проект, 2019.
Большаков А.В. Проблема определения творчества / Электронный ресурс: CYBERLENINKA.RU https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-tvorchestva/viewer
Назаров С.А. Изобретение: сегодняшняя попытка определения / Электронный ресурс: CYBERLENINKA.RU https://cyberleninka.ru/article/n/izobretenie-segodnyashnyaya-popytka-opredeleniya/viewer
https://4brain.ru/blog
https
://
www
.
becoming
-
researcher
.
com
/
boost
-
your
-
creativity
-
performing
-
these
-
seven
-
simple
-
exercises
-2/
https://4brain.ru/triz/tvorchestvo.php
http://unionddt.ru/userfiles/Tkachenko.pdf
https://www.b17.ru/article/421002/
https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-i-tvorcheskoe-myshlenie-kak-vazhnye-sostavlyayuschie-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-pedagogov
https://lifehacker.ru/freewriting/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат