«Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
С детьми с ТМНР я работаю 8 лет. В моем классе из 14 обучающихся, 6 человек с ТМНР: из них, и дети с РАС, и дети дауны. Стандарт предусматривает вариант 2 образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Стандарт определяет, что к ТМНР относятся различные комбинации, при которых умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, может сочетаться с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Поэтому у обучающихся разные возможности и способности. Психофизическое развитие таких детей имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. При этом дети одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, могут сильно отличаться по уровню развития.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся; способствует развитию личности, организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
общеинтеллектуальное
,
общекультурное (художественно-эстетическое),
социальное,
духовно-нравственное.
Участие обучающихся во внеурочной деятельности способствует налаживанию межличностных отношений в группе сверстников, раскрытию творческих способностей обучающихся, личностному развитию детей и подростков.
Моя задача как учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы у обучающихся повышался интерес к знаниям.
В работе с детьми с ТМНР большое значение имеет учет индивидуальных особенностей, обучающихся (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, работоспособность, умение учиться, мотивация, уровень развития эмоционально-волевой сферы).
Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.
Учащиеся нуждаются в особых способах подачи информации.
Использую различные типы выполнения заданий:
- частичное выполнение данного задания;
- вместо письменного – устное (при устных ответах учитываю, что некоторые учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, отвечать речевыми штампами только на вопросы учителя, не могут сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу; в противном случае они вообще отказываются отвечать);
- тесты на тренажерах, что позволяет повысить результативность обучения, привить навыки самоорганизации, облегчить решение практических задач;
- практические работы, которые позволяют наглядно увидеть происходящее.
- использование интерактивных занимательных заданий, что позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
В работе с детьми с ТМНР применяю личностно-ориентированные технологии:
Личностно-ориентированные технологии
направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Информационно-коммуникационные технологии
Реализация инновационных форм и методов организации внеурочной деятельности позволяет использовать современные технические средства. Разнообразие средств дает возможность педагогу эффективнее реализовывать профессиональную деятельность. Кроме традиционных материальных средств (книги, видеофильмы, музыкальные произведения, слово педагога, коллектив и др.) во внеурочной деятельности необходимо использовать инновационные технические средства: мультимедийные средства (программа PowerPoint); графические средства для альтернативной коммуникации (пиктограммы, Bliss символы ); электронные устройства для альтернативной коммуникации (коммуникаторы Language Master «Big Mac», «Step by step», «GoTalk», «MinTalker и др.); информационно-программное обеспечение с использованием компьютерных программ («Boardmaker», «Alladin», «Общение» и др. Инновационные средства способствуют удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР, повышают не только мотивацию учебной деятельности, но и развивают познавательную активность обучающихся.
В учебно- воспитательном процессе я использую:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация образовательного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Технология альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи. Примеры альтернативной коммуникации:
- жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей.
- графические знаки включают в себя символы-изображения (пексы), символы в виде картинок, пиктограммы.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные возможности и способности.
Индивидуализация - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.
Игровые технологии
Обучение, с использованием игровых ситуаций способствует появлению активного познавательного интереса. Игровую технологию можно использовать в качестве части занятия, в качестве проведения целого занятия, например, игра - путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, ребусы и т. д. Очень нравятся детям занятия с элементами театрализации. Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности.
Технология мнемотехники. Как известно, у детей с умственной отсталостью, способность к произвольному и осмысленному запоминанию развита слабо. У обучающихся низкий уровень мышления, память механическая и кратковременная. Им требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал.
Поэтому для улучшения процесса запоминания обучающихся с умственной отсталостью, я применяю технологию мнемотехники.
Мнемотехника – это техника развития памяти.
Первым этапом обучения являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, учитель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов, заучивание стихотворений.
Таким образом, методически правильно организованная внеурочная деятельность с использованием инновационных форм, методов и средств дает ребенку с ТМНР возможность участия в разнообразных ее формах, повышает его самооценку, раскрывает потенциал, способствует решению проблем межличностных отношений, обучающихся и в конечном итоге – социальной успешности ребенка, что является главной задачей образования.
Творческая группа педагогов нашей школы работает над разработкой и апробацией рабочей тетради по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для начальных классов учеников с ТМНР. Материал, подобранный в тетрадях, строится на основе всех современных технологий, представленных мной.
Методика работы с символами звуков и жестами принадлежит Т.А.Ткаченко. Данная методика успешно зарекомендовала себя в коррекции нарушений речи. С опорой на символ и жест ребенок легко воспринимает и воспроизводит звук. У неговорящих детей могут появиться первые голосовые реакции, что способствует запуску и развитию речи. С помощью символов появляется возможность моделировать процесс чтения без знания букв.
В приложении имеются буквы с изображением символа звука в правом верхнем углу. В процессе работы со звуком, ребенок запоминает букву. Главной задачей ознакомления детей с данной системой является не обучение
чтению, а повышение качества речи, в некоторых случаях ее запуск. Рекомендуется подключать жесты, которые так же предлагает Т.А. Ткаченко.
Татьяна Александровна охватила не все звуки, поэтому педагоги, пользуясь
принципом автора, создали дополнительные жесты и символы для недостающих звуков.
На работу с одной буквой отведено десять уроков. Речевой материал включает в себя необходимые лексические темы, соответствующие повседневной окружающей обстановке.
В данной тетради использованы идеи Ю.В. Витвицкой, которая является логопедом, дефектологом и руководителем центра «Запуск и развитие речи» в г.Санкт-Петербурге. Юлия Викторовна успешно практикует игровую логопедию, которую педагоги включили в коррекционный процесс. Работа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» строилась с учетом онтогенеза развития речи ребенка (выбор последовательности изучаемых букв, подбор фраз):
- существительное + глагол в повелительном наклонении (+ дополнение);
- местоимение Я + глагол первого лица (+ дополнение);
- существительное + глагол третьего лица (+ дополнение).
Педагог вправе адаптировать любое задание так, чтобы оно принесло пользу ученику. Можно добавлять во фразу третье слово, если есть такая необходимость, либо наоборот, упрощать речевой материал. Тетрадь дает возможность использовать разнообразный картинный материал. Вы увидите фотографии, цветные картинки, пиктограммы. Ребенку необходимо учиться узнавать изображения в разных стилях.
На каждую ситуацию подбиралась простая сюжетная картинка, которая дает полноту понимания сюжета. Под сюжетом располагается предложение, которое разбито на картинки, соответствующие каждому слову. Такой фразовый конструктор позволяет повысить уровень понимания речи, привязать образ к каждому слову, правильно построить последовательность слов в предложении.
Рекомендуется сначала организовывать игру для каждого текущего урока, чтобы дети смогли прочувствовать, прожить, лучше понять то, что им предстоит сказать. К работе в тетради рекомендуется приступать только после того, как материал осмыслен в игре. Такой метод позволяет поднять уровень
понимания речи, а значит, дает возможность осмысленно говорить. Рабочая тетрадь за 1 класс по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из двух частей.
Первая честь представляет собой комплекс уроков, рассчитанных на первую и вторую четверть учебного года.
Каждый урок состоит из трех заданий:
задание 1 - включает в себя слушание, звукоподражание, называние звуков
и звукосочетаний;
задание 2 - включает в себя социальные истории, задания, которые способствуют социализации ребенка;
задание 3 - включает в себя упражнения для развития графомоторных навыков.
Цикл уроков, которые предлагаются к изучению в первой четверти, посвящены формированию базовых навыков, необходимых для развития речи
ребенка. В уроки включены задания по слушанию и узнаванию неречевых звуков. Данные упражнения способствуют формированию слухового внимания, а так формированию и развитию фонематического слуха. Ребенок
учится реагировать на звук, действовать в соответствии с инструкцией. В уроки первой четверти включены задания по изучению строения тела человека. Ребенку необходимо знать свое тело, уметь им владеть. Овладение
крупной моторикой способствует развитию мелкой моторики, а также артикуляционной моторики, что оказывает прямое влияние на состояние речи.
Задания по различению мальчиков и девочек помогут ребятам идентифицировать себя, как мальчика (девочку). Ученикам можно предложить найти в группе детей мальчиков и девочек по определенным признакам (одежда, длина волос). Ответить согласием (да) или несогласием
(нет).
Упражнения, направленные на освоение пространства, помогают детям учиться понимать пространство сначала относительно себя, чтобы затем ориентироваться на листе бумаги. Данное умение в дальнейшем скажется и на
освоении предлогов.
Ученик, который только знакомится с новыми условиями и окружением, должен понимать и узнавать предметы, людей, понимать и выполнять новые
требования. Для этого в первой четверти первого класса предложены задания,
направленные на осмысление ребенком таких понятий, как школа, урок, правила поведения на уроке. С первых заданий вводятся картинки-пексы, помогающие выстраивать и регулировать школьное поведение: вести себя тихо, смотреть, слушать, сидеть за партой, отдыхать на перемене. Пексы «помоги», «да» и «нет» помогут ребенку выразить свои желания и построить
коммуникацию с окружающими людьми.
В каждый урок включено задание по развитию графомоторных навыков. Так же рекомендуется применять пальчиковые игры, игры с предметами для развития мелкой моторики.
Вторая четверть первого класса посвящена формированию и развитию у детей словаря глаголов. У ребят необходимо поднять уровень понимания не только существительных, но и глаголов, что приведет к осмыслению слов и формированию фразы.
Глаголы подобраны с учетом актуальности употребления. Картинки и фотографии помогут детям понять разнообразие ситуаций, в которых применяется один и тот же глагол.
Каждая ситуация должна быть обыграна, что поможет детям понять значение глагола. Ведь глагол-это действие, следовательно, необходимо показать это действие, а только потом перейти к картинке в тетради. Предметы так же изучаются сначала в натуральном виде и только потом на картинке. Слова подобраны с учетом сложности. Наиболее легкими для воспроизведения являются слова, состоящие из двух открытых слогов, поэтому речевой материал в большинстве случаев представляет собой слова типа «мама», «вези» и так далее.
Вторая часть рабочей тетради по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представляет собой цикл уроков, в которые включены задания
по изучению звуков речи, формированию фразы (существительное + глагол в
повелительном наклонении).
В заключительный цикл уроков в первом классе включены задания, в которых предложены сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра - модель социальных отношений, где дети имеют возможность обыгрывать различные ситуации, применять знакомые речевые шаблоны. Такая игра является тестом на усвоение детьми речевого материала, его осмысление и умение применить в предложенной ситуации.
В цикл для повторения так же включены игры-драматизации по русским народным сказкам, разучивание стихов с помощью мнемокарт. При выполнении заданий (произнеси, покажи, выдели, обведи, раскрась…) обучающихся рекомендуется поощрять, оценивать устно и определенными значками (наклейками) в тетради, что является стимулом для дальнейшей работы.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат