«Практические аспекты применения нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда». Серединская Вера Геннадьевна Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная школа №1699 (ГБОУ СОШ№1699) г. Москва. Учитель-логопед
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейропсихология детского возраста - область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка с формированием его психических функций и личности, с развитием мозга в норме и патологии, а также исследующая возможности получаемых знаний для коррекционно-развивающих движений.
В последние десятилетия во всем мире характеризуется бурным увеличением исследований и публикаций, анализирующих нормальное и аномальное развитие детей и описывающих различные методы коррекционно-развивающего обучения.
Нейропсихологический подход основан на понимании механизмов функционирования мозга и его связи с психологическими процессами. Он предлагает инновационные методы работы с детьми на основе знания о строении мозга и его возможностях. В работе учителя-логопеда этот подход может быть эффективным инструментом для коррекции речевых нарушений и помощи в развитии коммуникативных навыков у детей. В данной статье я рассмотрю основные принципы нейропсихологического подхода и его применение в работе логопеда.
Основы нейропсихологического подхода играют важную роль в коррекционной работе учителя-логопеда. Этот подход основан на понимании, что развитие и функционирование речи связано с мозговой деятельностью. Коррекция речевых нарушений требует не только работы с поведенческими аспектами, но также и с нейрофизиологическими процессами, лежащими в основе речевой деятельности.
В рамках нейропсихологического подхода учитель-логопед обращает особое внимание на изучение структуры и функций мозга, а также на взаимосвязь между мозговыми процессами и развитием речи. Он использует знания о том, какие области мозга отвечают за различные аспекты речевой деятельности, чтобы эффективно проводить коррекционные занятия.
Уровень развития речевых функций оказывает значимое и однозначное влияние на успешность школьного обучения. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) патологически долго сохраняется автономная речь, за счет накопления словаря автономных слов, а не обогащения лексико-грамматических средств, типичных для нормального речевого развития.
Одна из более частых причин школьной неуспешности - отставание по русскому языку: бедный словарный запас, большое количество ошибок на письме, замедленное чтение и т. д
Проблемы дисграфии занимают каждого пятого школьника (Величенкова О.А. 2001). Ошибки возникают во всех видах письма (диктант, списывание, спонтанное письмо) и нередко сочетаются с хорошими знаниями правил грамматики и орфографии.
В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка (бедность словаря, трудности языкового анализа, речевого внимания и памяти), несформированностью зрительно-пространственных представлений, межполушарного взаимодействия, а также таких механизмов, отвечающих за состояние «фона» двигательной активности, как тонус мышц, поддержание позы, координация движений и др.(А.Р.Лурия.,1950; Корнев А. Н, 1997, Ахутина Т.В. 2001, Глозман Ж.М., Потанина А. Ю,2004)
На формирование синдрома дисграфии и дислексии влияют также особенности языковой системы. Прежде всего степень звукобуквенного соответствия в каждом языке.
По мнению Левиной Р. Е, (1936), основная причина дисграфии – нарушение устной речи, звукопроизношение, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя. Например, смешение на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам звуки, объясняются дефектами звукопроизношения и фонематического восприятия, а пропуски, перестановки, вставка букв и слогов –недостаточностью фонематического анализа и синтеза. Нарушение обозначения границ предложений и слов, аграмматизмы обусловлены, по мнению автора лексико-грамматическим недоразвитием.
Иначе говоря, имеется закономерная системная взаимосвязь нарушения письменной речи детей и особенности их устной речи и других психических функций, которая определяется несформированностью структурных компонентов функциональной системы письма, входящий в состав и других ВПФ. Например, пространственные ошибки на письме всегда, сочетаются с аналогичными дефектами в гностической сфере, праксисе и рисунке.
Своевременная коррекция дефектов рисунка в дошкольном возрасте может подготовить ребенка к школе и предотвратить формирование дисграфии.
Формы чтения менее разнообразны, чем формы письменной речи. Большинство ошибок проявляется при чтении вслух. Педагогов и психологов, изучающих проблему формирования процесса чтения у детей, всегда волнует вопрос о технике чтения и понимание прочитанного. Например, при работе с детьми с задержкой речевого развития учитель-логопед может использовать специальные упражнения для активации определенных областей мозга, ответственных за звукопроизводство и артикуляцию. Также важно проводить индивидуальные занятия, учитывая особенности каждого ребенка и его мозговую структуру.
Влияние нейропсихологического подхода на развитие речи у детей с нарушениями заключается в том, что он помогает выявить и понять причины этих нарушений. Это позволяет логопеду выбрать оптимальные методы и стратегии коррекции, которые будут направлены на активацию соответствующих областей мозга и стимуляцию необходимых психологических процессов.
Одним из главных преимуществ нейропсихологического подхода является его индивидуальный характер. Каждый ребенок с нарушением имеет свои особенности функционирования мозга, поэтому логопед может адаптировать методы работы и подходы к каждому конкретному случаю. Это позволяет эффективно устранять речевые недостатки, восстанавливать функции и развивать речь у детей. Нейропсихологический подход также способствует комплексному развитию ребенка.
Практические аспекты применения нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда особенно важны при коррекции речевых нарушений. Этот подход основывается на понимании того, что речевые проблемы могут иметь свою основу в нейрологических или психологических фактора. Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда имеет ряд преимуществ, которые способствуют эффективному и глубокому улучшению речевых навыков детей. Во-первых, этот подход основан на понимании процессов, происходящих в мозге при формировании и развитии речи. Это позволяет логопеду более точно определить причину нарушений и выбрать соответствующие методы коррекции.
Во-вторых, нейропсихологический подход предусматривает комплексное использование различных методик и техник, направленных на активизацию работы мозга. Например, использование игровых заданий с элементами кроссворда или шифра помогает тренировать интеллектуальные функции ребенка, что положительно сказывается на его способности к обучению и развитию речевых навыков.
Одним из ключевых элементов нейропсихологического подхода является использование специализированных тренировочных упражнений, направленных на активацию нужных участков мозга. Это могут быть задания по развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, лексико-грамматических навыков и др. Важно, чтобы задания были интересными и мотивирующими для ребенка.
Вот пример некоторых упражнений, которые используются мной в работе с детьми с речевыми нарушениями:
Нейродинамическая гимнастика, направленная на развитие межполушарного взаимодействия у детей.
1 блок. «Мануальный блок»
Постучать по столу расслабленной кистью левой руки, а затем правой.
«Кулак-ладонь», поочередно сжимать и разжимать руки.
Работа со счетными палочками, фасолью, пуговицами. Задача ребенка брать по одной одноименными пальцами правой и левой руки.
Собрать счетные палочки: правой рукой все желтые, левой – зеленые, каждой рукой по отдельности. Затем двумя руками одновременно.
Разложить пуговицы по размеру и цвету, нанизывать пуговицы на нитку чередуя определенность (по цвету и форме).
Усложнить задачу, включив в работу китайские палочки. Предложить взять палочками фасоль и перенести в стаканчик, поочередно правой и левой рукой, затем двумя.
Использую балансир для развития координации движений, концентрации внимания.
2 блок. «Психомоторный блок»
Предложить ребенку на листе бумаги поочередно правой левой рукой, а затем двумя руками рисовать геометрические фигуры, линии.
Усложнить задачу рисовать на доске от середины в стороны одновременно двумя руками. Затем от угла к центру.
Взрослый рисует на спине ребенка на листе бумаги карандашом. Ребенок тоже пытается повторить на доске мелом.
Подчеркнуть красным карандашом круги, зеленым квадраты, работая одновременно двумя руками. Усложнить задачу подчеркнуть гласные и согласные буквы. Для детей 3-4-5 классов усложнения задачи написание букв, слогов, слов поочередно правой и левой рукой, затем двумя.
Задача повышенной сложности, написание букв, слогов, слов, предложений двумя руками с закрытыми глазами на удержание строки.
Также я широко использую
нейропрописи
.
Все эти упражнения помогают скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблемы. Они способствуют активизации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Опыт работы с использованием этих упражнений показывает, что дети начинают показывать быстрее положительную динамику, становятся более внимательными.
Список литературы: Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии». Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. — 384 с.
Глозман Ж.М. «Нейропсихология детского возраста». Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений –М. Издательский центр «Академия»2009 - 272 с.
Нейропрописи В.Г.Дмитриевой, изд. АСТ -2022 Москва.
Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»,
«Нейродинамическая гимнастика для мозга». 2021 г.
Серединская В.Г. 2023 г., г. Москва
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат