Эмоциональное развитие детей.
Анисимова Ирина Владимировна, педагог-психолог в ДОУ №7. В своей статье рассматриваю проблемы эмоционального развития детей.
Одна из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваюсь я, психолог в ДОУ, является нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей.
В наше время дети чаще общаются с телефоном, чем с человеком. Телевидение, средства массовой информации перенасыщены отрицательной энергетикой. Это плохо влияет на эмоциональную сферу детей. Кроме того, современные родители как бы стыдятся чувств как свои собственных, так и своих детей. Выросло значительно количество запретов (особенно для мальчиков) на слезы, страх, агрессию и т.д.
Все люди обладают эмоциями. Они выражают их в зависимости от особенностей характера и темперамента — кто-то бурно, а кто-то сдержанно. Дети не являются исключением. Состояние ребенка, также, как и взрослого, зависит от того, что он чувствует в приятной или неприятной для него ситуации. Эмоции отражают внутренний мир человека, показывают его отношение к вещам или людям. Выражение эмоций — это способность освободиться от переживаний, напряженности или тревоги.
Эмоциональный интеллект-это способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими.
Эмоция – это врождённая, мгновенная, ситуативная, быстротечная реакция. Она возникает по отношению к ситуации в целом.
Каждая эмоция нам нужна и важна! Не нужно пытаться сдерживать свои эмоции, они найдут выход, если не сейчас, то накопленные выплеснуть потом. Если эмоция не будет прожита, ее интенсивность будет только расти. И рано или поздно она выйдет в истерике, неконтролируемой агрессии, в апатии.
Как всегда, все начинается с диагностики. Меня интересовала диагностика эмоциональной сферы и связанные с ней взаимоотношения детей друг с другом.
Для занятия с ребенком использую набор картинок с изображением лиц мальчиков и девочек, испытывающих разные эмоции. Ребенок называет эмоцию, которую передает данное выражение лица, и рассказывает, в каких случаях он испытывает такие же эмоции.
Я предлагала детям следующие задания:
Изобрази радостное, праздничное настроение. (Лицо ребенка расцветает улыбкой, около глаз собираются морщинки, он хлопает в ладоши или поднимает вверх руки.)
Покажи с помощью лица, рук, всего тела, что ты очень удивился. (Выполняя это задание, ребенок может сморщить лоб, поднять брови, приоткрыть рот, всплеснуть руками).
Представь, что ты очень испугался. Покажи, как? (Ребенок может расширить глаза, открыть рот, сжать руки в кулаки, напрячь тело, съежиться, присесть.)
Тебя обидели, и ты стоишь грустный, печальный. Изобрази это. (Ребенок может приподнять и сдвинуть брови, опустить уголки губ.)
А теперь ты рассердился, очень-очень. Ты ужасно злой. Покажи это. (Ребенок может сдвинуть брови, нахмуриться, оскалить зубы, стиснуть кулаки.)
Несмотря на то, что детям нравится эта игра, правильно выполнить задание удается не всегда. И даже после 5-10 занятий дети путали мимически похожие изображения страха и удивления.
Занятие проходит в игровой форме. Игра позволяет проецировать внутренние переживания ребенка. Игра дает безопасное пространство для изучения эмоций и экспериментов со словами и действиями.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок может регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств.
Поэтому я считаю необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу детей, так как эмоции рассказывают окружающим о внутреннем мире ребенка.
В результате проведенной мной работы, цель была достигнута, поставленные задачи решены. Выявлены психолога-педагогические особенности эмоционального развития детей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат