Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотносми .
Подготовила учитель начальных классов Пелевина Евгения Геннадьевна МАОУ СОШ № 17 г.Краснодар.
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Знания дающие способность решать жизненные задачи в различных ее сферах, способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотный человек - самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня мы и должны воспитывать в детях, начиная с 1 класса. Функциональная грамотность влючает в себя:
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Василий Александрович Сухомлинский казал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Плохое чтение – как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».
Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Детей всё больше поглощают различные гаджеты: компьютеры, телефоны, видеоигры и т.д. Ребята теряют интерес к чтению.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. И для решения этой задачи, одним из основных предметов в начальной школе, является урок литературного чтения. Овладение навыком чтения – сложный и долгий процесс. Навык чтения необходим ученику на уроке математики, русского языка, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других предметов. От навыка чтения зависит производительность труда на уроке, грамотность учащихся, речь. Это проблема волнует всех учителей начальных классов. Чтение является основным показателем культурного человека.
Так как я работаю с первоклассниками, для меня важно прежде всего научить детей читать и понимать смысл прочитанного текста. Уже в первом классе детям я предлагаю различные виды работ:
Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р
:
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА
Прочитай слова без лишнего слога:
кородава
,
сокабака
,
молгуклоко
,
сокрарока
,
машидамна
,
гошинрод
и т.д.
Также можно предложить прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);
4. Верни букву О на место (грд, млк, мрз, млтк);
5. Перепутались слоги в словах: (касоаб – собака).
Так же для развития смыслового чтения я использую карточки. Они направлены на освоение навыка работать с текстом, выделить главную мысль, охарактеризовать героев произведения. Детям предлагается текст для прочтения – сказка Виталия Бианки «Лис и мышонок»
И далее на основании этого текста необходимо выполнить задание.
Далее идет уже уточнение, что было в норке у мышонка и т.д.
Ну и такая вишенка на торте. Чтобы повысить интерес к чтению , нужно создать ситуацию заинтересованности. Дети младшего школьного возраста наиболее открытые, восприимчивые, любопытны. Мы с ребятами завили традицию «Своя книга». Я стараюсь на каждом уроке литературного чтения, в начале урока, уделить 7-10 минут для того, чтобы ребёнок мог представить книгу, которую читает дома помимо учебной литературы, рассказать интересный эпизод. Это помогает прививать учащимся умения правильно, красиво, эмоционально говорить и писать, свободно высказываться. Учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту, обостряется любознательность, наблюдательность.
Ну и хочется закончить своё повествование словами французского писателя и философа Дени Дидро : «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат