МБОУ «Глуховская СОШ»
Алексеевского городского округа Белгородской области
Формирование читательской компетенции. Этапы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах
учитель русского языка и литературы Первых Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы Мирная-Бельц Марианна Анатольевна
2024 год
Аннотация: формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки русского языка и литературы. Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития
Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Все современные технологии формирования читательской компетентности выделяют 3 этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВа)
Работа с текстом во время чтения. РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ)
Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Приёмы:прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Анализ текста
Беседа по содержанию текста.
Выразительное чтение.
Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение, диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).
Творческие задания.
Приёмы: СИНКВЕЙН, ФИШБОН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц и графических организаторов…
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.
Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»
И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.
Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
Прием – «Глоссарий»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
Приём – «Чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.
Приём «Работа с вопросником» (сказка «Царевна-Лягушка»)
Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». («Кавказский пленник»)
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. (ребята самостоятельно нашли материал о Кавказской войне, а затем составили кроссворд по этому произведению).
Приём «Мозговой штурм»
позволяет активизировать школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Приём «Уголки»
можно использовать на уроках литературы
при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие). Я использовала этот приём при изучении сказок А.С.Пушкина, пятиклассники с удовольствием принимали участие в работе и проявили бурный интерес к изучаемой теме.
Приём «Верите ли вы…»
Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Этот прием я использую на уроках как русского языка, так и литературы.
Приём «Логическая цепочка».
После прочтения произведения «Муму» И.С. Тургенева, учащимся предлагалось построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения, которые мы читаем на уроках. Обучающимся было предложено составить план рассказа и определить его границы. Пятиклассники справились с этим заданием, довольно быстро.
Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)
Применение данных приемов критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
ВЫВОД:
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное, что является нашей главной задачей.
Список литературы:
1. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. В 2-х частях/Авторы: Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А. – Москва: Просвещение, 2022.
2. Выборнова В.Ю., Савова М.Р. Вокруг тебя – мир: Книга для ученика. 5, 6 класс. – Москва: Издательство МАИК «Наука», 1999.
3. https://resh.edu.ru/
4.Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю.Н.Гостева, М.И.Кузнецова, Л. А., Рябинина [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4(61).
5. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. / Г.А.Цукерман / Материалы к обсуждению.— М.: РАО, 2010.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат