Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование читательской компетенции. Этапы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах. Работа №64329

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование читательской компетенции. Этапы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах
Работа:

МБОУ «Глуховская СОШ»

Алексеевского городского округа Белгородской области

 

 

 

 

 

 

Формирование читательской компетенции. Этапы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах

 

 

 

учитель русского языка и литературы Первых Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы Мирная-Бельц Марианна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 год

Аннотация: формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки русского языка и литературы. Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития

Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Все современные технологии формирования читательской компетентности выделяют 3 этапа работы с текстом:

Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВа)

Работа с текстом во время чтения. РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ)

Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).

Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Приёмы:прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

Перечитывание текста.

Анализ текста

Беседа по содержанию текста.

Выразительное чтение.

Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение, диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Знакомство с писателем.

Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).

Творческие задания.

Приёмы: СИНКВЕЙН, ФИШБОН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц и графических организаторов…

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.

Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»

И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.

Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

Прием – «Глоссарий»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.

Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

Приём – «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.

Приём «Работа с вопросником» (сказка «Царевна-Лягушка»)

Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. 

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». («Кавказский пленник»)

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. (ребята самостоятельно нашли материал о Кавказской войне, а затем составили кроссворд по этому произведению).

Приём «Мозговой штурм»

позволяет активизировать школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Уголки»

можно использовать на уроках литературы

при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие). Я использовала этот приём при изучении сказок А.С.Пушкина, пятиклассники с удовольствием принимали участие в работе и проявили бурный интерес к изучаемой теме.

Приём «Верите ли вы…»

Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Этот прием я использую на уроках как русского языка, так и литературы.

Приём «Логическая цепочка».

После прочтения произведения «Муму» И.С. Тургенева, учащимся предлагалось построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения, которые мы читаем на уроках. Обучающимся было предложено составить план рассказа и определить его границы. Пятиклассники справились с этим заданием, довольно быстро.

Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)

Применение данных приемов критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

ВЫВОД:

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное, что является нашей главной задачей.

Список литературы:

1. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. В 2-х частях/Авторы: Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А. – Москва: Просвещение, 2022.

2. Выборнова В.Ю., Савова М.Р. Вокруг тебя – мир: Книга для ученика. 5, 6 класс. – Москва: Издательство МАИК «Наука», 1999.

3. https://resh.edu.ru/

4.Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю.Н.Гостева, М.И.Кузнецова, Л. А., Рябинина [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4(61).

5. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. / Г.А.Цукерман / Материалы к обсуждению.— М.: РАО, 2010.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×