Здравствуйте, я рада всех приветствовать!
меня зовут Оксана Камышникова.
Я работаю музыкальным руководителем в ГБДОУ №97 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга уже более 25 лет.
Круг моих профессиональных и научных интересов: это музыкальное воспитание дошкольников с особыми образовательными потребностями. Работаю я с детьми с ЗПР, с УО, с расстройством аутистического спектра, с синдромом ДАУНА и другими.
Однажды побывав на семинаре, который проводила педагог – Майя Родина – автор программы «Кукляндия» и «Бусоград» я влюбилась в игры с бусами, предложенные нам как слушателям.
И получив этот бесценный дар, принесла на работу и сразу приступила творить. Мне захотелось придумать такой материал, чтобы дети с особыми образовательными потребностями имели возможность окунуться в волшебный мир бус и оказаться в волшебном царстве «Бусоград».
таким образом появилось направление работы музыкального руководителя «С бусами играем, песни напеваем» и позже сборник, который сегодня я вам и представлю.
Сборник музыкально – вокальных игр «С бусами играем, песни напеваем» предназначен для индивидуальных и подгрупповых музыкальных занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.
В сборник включены 25 музыкально-вокальных игр, рекомендации к их организации и методика проведения с детьми в возрасте от 9-ти месяцев до 7-ми лет. Все музыкально-вокальные игры с бусами прошли успешную и многолетнюю апробацию в дошкольном учреждении и домах ребёнка.
При выборе представленного в сборнике музыкального и речевого материала педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, нервно-психическое и физическое состояние, настроение каждого ребёнка, его желание или нежелание участвовать в игре.
Сборник состоит из четырех частей. В первую часть входят короткие песенки-попевки, с помощью которых ребёнок успешно знакомиться с бусами и приёмами игры с ними, с музыкальным материалом, происходит активизация слухового внимания, развитие подражания речи взрослого.
Во вторую часть включены песенки – попевки с пропеванием гласных звуков и звукоподражаний.
В третьей части представлены песенки – попевки отражающие признаки сезона
и в четвёртой части - песенки – попевки, сюжетный персонаж которых, становится персонажем сюжетного, музыкально-двигательного показа.
Содержание данного сборника является основой музыкально-коррекционной технологии развития интереса к пению, детей дошкольного возраста с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями).
Цель технологии: Развитие интереса к пению и создание условий, способствующих развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями).
Этапы реализации педагогической технологии «С бусами играем, песни напеваем"
Первый этап Подготовительный. Обогащаем музыкально-слуховой опыт ребёнка, музыкальную среду, развиваем ориентировку в пространстве, мелкую и крупную моторику, предпосылки к пению
Дети приходят в музыкальный зал. Есть несколько способов: идти за воздушным шариком, лететь на облачке, клубочек размотать, паровозиком ехать, ковёр-самолёт, идём за солнышком с лучиками и другие.
К детям приходит Фея Бусинка, она здоровается, играет в коммуникативную игру, по выбору музыкального руководителя. Рассказывает, что живёт в весёлом, ярком городе Бусоград. Это сказочный город. Жители этого города очень любят играть. Все игры не простые, волшебные. Бусинка открывает свой сундучок и предлагает детям, стать волшебниками. Мы будем с вами петь и рисовать бусами.
На этом этапе происходит знакомство с песенкой. Предлагаем детям послушать песенку-попевку,
знакомим детей с б
усосхем
ой
. Под повторное прослушивание пальчиком проводить по рисунку, ладошкой прихлопывать по рисунку. Рассаживаемся каждый со своей цветной полянкой.
Второй этап Конструктивный. Включаем ребёнка в активный процесс восприятия музыки. Активизируем желание подражать пению взрослого.
Дети рассаживаются за индивидуальные цветные
полянки. Взрослый пропевает песенку -и попевку. Несколько раз, совмещённо (взрослый и ребёнок) выполняют действия под пение. Затем предлагаем ребёнку самостоятельно работать с бусосхемой, с организующей помощью, продолжаем петь. Если ребёнок затрудняется, жестом, словом подсказываем ему.
Прохлопываем ритм, используем схемы для пения,
пропеваем
песенку-попевку. Рисуем в воздухе под пение. На этом этапе достаточно чтобы «
безречевые
» дети открывали рот и подавали голос. Вокализировали. Стимулируем ребёнка отметить окончание песни восклицанием:
«Ой!»
«Да!»
, подпевать короткую музыкальною фразу на повторяющийся слог: «т
оп
-т
оп
», «кап-кап» и другие.
Так же используем игровые приёмы в работе над развитием певческого голоса «Погреем горлышко», «Разбудим голосок», «Музыкальный крокодил».
Добавляем работу над дыханием, используем рамки из картотеки, «Надуй шарик», «Вдохни аромат цветка», «Задуй свечку», «Волшебное пёрышко» и другие.
Третий этап Творческий. На этом этапе дети объединяются в пары, в подгруппы 2-4 человека.
Бусосхемы убираем и работаем на одной общей цветной полянке. Предоставляем детям бусы, дополнительные материалы: ленты, браслеты, палочки счётные и другие. Продолжаем петь песенку-попевку и привлекать ребёнка к подпеванию, вокализации.
Детям на выбор предлагаем песни. Поём и сидя и стоя. Продолжаем работу над дыханием и ритмом. Музыкальный руководитель может работать над особенностями исполнения песни: полностью произносить слова, соблюдать ритмическую структуру. Из
выбранных детьми
песен
предлагаем
составить
сюжет.
Этапы работы с бусосхемой (узор, рисунок)
I этап – делай вместе со мной (совмещённые действия, рука в руке, слушает, подговаривает);
II этап – делай как я (ребёнок по показу взрослого, используем приём наложения на образец, пропевая текст работает с бусосхемой;
III этап – делай сам по моей подсказке (жестом, словом, с частичной организующей помощью взрослого);
IV этап – делай самостоятельно (выполняет действия самостоятельно, пропевая текст).
Таким образом: весь материал представлен в сборнике в удобной форме. Страничка с нотами соседствует с бусосхемой. Почти к каждой песенке-попевке существует 2-3 варианта бусосхемы.
И выбирая определённую модель (ноты-бусосхема), мы начинаем работу.
Немного цифр: Одна песенка на месяц, 4-5 встреч в индивидуальной форме, в самостоятельной деятельности детей и в год 9 песенок
Соблюдаем один и тот же алгоритм: мы знакомим с песенкой, слушаем её (с музыкальным сопровождением, акапелла, только под минус - поём сами). Это I- подготовительный и II-конструктивный этапы
Знакомим с бусосхемой, затем мы топаем, хлопаем – отмечая ритмические акценты, рисуем в воздухе руками, дышим, готовим артикуляционный аппарат. И всё продолжаем это делать с бусами и песенкой.
И на III этапе - творческом, мы уходим из-за стола, покидаем маленькую полянку, убираем бусосхему.
Наше творчество продолжается на большой полянке, реже по одному, чаще это группа 2-5 человек, без ограничений, с дополнительным конструктивным материалом-браслеты, тесьма, трубочки, счётные палочки, валики и другие. Опять же в контексте нашей песенки, поём и выкладываем ниточками бус или отдельными бусинками рисунок. На этом этапе работа с моделью завершается.
И мы видим, что у ребёнка пополняется его песенный репертуар, да… плюс к программному, плюс к тому, который мы изучаем на музыкальных занятиях.
Параллельно формируются познавательные интересы ребёнка и тренируются психические процессы: внимание, память, мышление, речь (пассивный и активный словарный запас), зрительно – двигательная координация, формируются коммуникативные компетенции (безусловно, умение взаимодействовать со сверстниками, со взрослым, вербально и невербально сигнализировать если нужна помощь)
И, реализуем, самую главную цель этой педагогической технологии «С бусами играем, песни напеваем» - развитие интереса к пению и создание условий способствующих развитию предпосылок и певческих навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)
Через синкретичность музыкальной и игровой деятельности (слушания, пения и упражнений с бусами) развиваем певческие навыки, стимулируем у дошкольника желание петь, желание разучивать новые песенки-попевки.
Приложение:
I часть, песенки – попевки знакомство, подготовительные
-Посмотри принцесса пляшет
-Узоры рисовать
II часть, песенки – попевки пропеванием гласных звуков, со звукоподражаниями
-Ау!
-Волшебная лейка
III часть, песенки – попевки отражающие признаки сезона
-Снежинка
-Разноцветные цветы
IV часть, песенки – попевки, музыкально – двигательный показ
-Котик
-Осьминог
Часть I
Песенки – попевки знакомство, подготовительные
Цель: формирование навыков эмоционального общения, подражания речи взрослого.
Часть II
Песенки – попевки с пропеванием гласных звуков, со звукоподражаниями
Цель: развитие подражания простым предметным и речевым действиям, слухоречедвигательной координации; закрепление представлений о «голосах» животных, формирование навыка звукоподражания
Часть III
Песенки – попевки отражающие признаки сезона
Цель: расширение представлений о изменениях в природе, активизация словаря по теме «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», Формирование навыка совместной игры, подпевания взрослому.
Часть IV
Песенки – попевки, музыкально – двигательный показ
Цель: обыгрывание сюжетной игрушки, слушание песенки-попевки, развитие чувства ритма и координации движений, формирование навыка подпевания, развитие положительного эмоционального отношения к сюжетной игрушке
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат