Криволапова Т.В., воспитатель,
Иванова Е.П., воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»
МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
На сегодняшний день создание мини – музея в ДОУ, является одним из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей - это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.
Для детей младшего дошкольного возраста, конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае мы говорим о народной игре. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью.
И вот именно такие игры помогли нам смоделировать в мини-музее различные развивающие ситуации («Как играли с волчком?», «Курочки с зернышками», «Народные гуляния» и др.). Дети любят веселые считалки, потешки, пестушки сопровождающие игры. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра сопровождается народным фольклором.
Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор мы будем использовать ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.
В средней группе мы продолжили работу: расширяем представление о народной игрушке. В нашем мини – музее организована выставка декоративно – прикладного творчества, где систематически меняются композиции по равным видам росписи: хохоломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Но мы не просто можем, посмотреть, но и попробовать смастерить (слепить).
В старшей группе мы знакомимся с еще несколькими видами, народного декоративно-прикладного искусства. Расширять представления о народных игрушках (матрешки-городецкая, Богородская; бирюльки). Рассказать ребятам о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.
В мини – музее мы знакомим детей с народными праздниками. Для этого мы знакомим детей с народными куклами в народных костюмах, где есть отражение особенностей народных праздником. Например, весна, Пасха.… И здесь уместно использовать с детьми обрядовые песни. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.
Познакомить детей с русской избой и строениями, их внутренним убранством, в предметах быта позволят макет, который представлен в музее. Дети имеют возможность самим прикоснуться в историю.
В подготовительной группе, мы планируем продолжать расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат