Сотникова А.Д.
ученица 11-го класса Ленинской средней школы №47
научный руководитель: Колник Елена Владимировна, учитель экономики
РОЛЬ И ФУНКЦИИ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Аннотация: Статья представляет собой исследование – изучение экономического поведения школьников, а именно, использование ими карманных денег. Рациональное использование средств, отведённых на карманные расходы, - тема, которая достаточно актуальна в наши дни. Большинство родителей дают своим детям деньги, однако не каждый ребенок, имеющий запас личных денег, умеет грамотно ими распоряжаться.
Ключевые слова: карманные деньги, финансовая грамотность, семейный бюджет.
В современных реалиях необходимо быть финансово грамотным человеком. Надлежащий уровень финансовой грамотности позволяет накопить экономически полезные знания, делает более продуктивным финансовое поведение, способствует повышению уровня жизни граждан благодаря рационализации семейного бюджета. Но человек не рождается, уже будучи финансово грамотным, эти знания приобретаются им в течение жизни. Одним из способов привить ребёнку нужные навыки является самостоятельное распоряжение карманными деньгами.
Сложно переоценить роль карманных денег в формировании финансовой грамотности ребенка. Это первый доход маленького человека, который родители выделяют ему на его собственные нужды на постоянной основе, либо периодически в определенный период времени. В большинстве случаев, карманными деньгами ребенок может распоряжаться так, как захочет.
Считается, что деньги, это всеобщий эквивалент соотнесения ценности каких-либо товаров между собой. Принято выделять несколько функций, которые они выполняют: средство платежа, мера стоимости, средство обращения, средство накопления стоимости. Имея в своем распоряжении денежные средства ребенок овладевает новыми навыками: он учится откладывать их, копить на какую-то цель, думает, что на данный момент для него предпочтительней.
Согласно данным исследования страховой компании «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», примерно 80% россиян дают своим детям деньги на карманные расходы. Средняя сумма, которая выделяется ребенку, от 500 до 1000 рублей в месяц. Большинство родителей утверждают, что таким образом они обучают своих детей правильно обращаться с деньгами.
С целью исследования значимости карманных денег в финансовом просвещении подростков был проведён online - опрос учащихся общеобразовательной школы города Новосибирска с помощью веб - ориентированного программного обеспечения «Google формы», в период с марта 2024 года по апрель 2024 года, опрос носил анонимный характер, проводился методом случайной выборки. В анкетировании приняли участие 74 школьника.
Анализируя ответы респондентов, можем заметить, что ответы о том, должны ли родители давать своим детям карманные деньги, не столь однозначны. Часть ребят считают, что хорошо бы иногда предоставлять им такую возможность, но все же большинство высказывают о необходимости наличия у них собственных средств (см. рисунок 1). Около 95% опрошенных получают средства на карманные расходы от своих родителей, но с разной периодичностью, а именно, 41,8% иногда получают в собственные распоряжения денежные средства. Мнения касательно того, какой суммы будет достаточно на месяц, различны. Однако около половины учащихся уверены, что сумма от 1000 до 3000 рублей будет оптимальной. Анализ результатов анкетирования позволил выявить, что, по мнению большинства детей, родителям необязательно контролировать, на какие цели расходуются эти деньги (59,5% опрошенных).
Рисунок 1. Необходимость карманных денег по мнению детей
Карманные средства выделяются ребенку из семейного бюджета, являются определенной статьей расходов. Нужно уметь правильно составлять семейный бюджет, а также важно иметь представление об источниках доходов семьи и о том, на что они тратятся. Доходами являются какие-либо денежные поступления за определенный отрезок времени. В свою очередь, расходы – это траты на какие-то нужды за конкретный промежуток времени. Основными критериями классификации расходов являются их периодичность и важность. Соответственно, карманные деньги, которые родители дают ребенку, - регулярные расходы в семейном бюджете.Собственные средства позволяют детям научиться управлять своим капиталом. Карманные расходы дают возможность грамотно расставлять приоритеты. Выбирая, на что потратить деньги, ребенок учится применять какие-то математические навыки в обычной жизни.
Учащимся, принявшим участие в анкетировании, было предложено ответить на вопрос: «Принесет ли в будущем пользу умение распоряжаться карманными деньгами?», практически все респонденты (97,3 %) ответили «Да». Дети уверены, что благодаря этому в будущем они смогут рационально расходовать свои средства, откладывать деньги, правильно расставлять приоритеты в вопросах, касающихся распределения бюджета. Также распоряжение денежными средствами поможет развить такие личностные качества, как ответственность, организованность, бережливость, самостоятельность.
Один из вопросов анкетирования касался того, пытались ли учащиеся накопить на что-либо с помощью карманных денег. Анализируя результаты опроса, можно сказать, что вполне возможно накопить определенную сумму (см. рисунок 2). Умение откладывать деньги очень важно.Накопленная сумма может позволить осуществить внезапную, но дорогую покупку, не используя при этом кредитные средства; расплатиться с долгом, если он появится; обеспечить себе и семье достойную жизнь в случае внезапной потери работы; оплатить какие-либо непредвиденные расходы, например, траты на сложную операцию или дорогостоящие лекарственные препараты. Таким образом, у человека должна быть определенная финансовая подушка безопасности. Считается, что ее размер должен составлять от трех до шести ежемесячных обязательных расходов (например, оплата квартиры, коммунальные услуги, еда, лекарства, выплаты по кредитам и др.).
Рисунок 2. Вероятность откладывания части карманных денег в накопления
Еще одной не менее важной функцией, которую выполняют карманные деньги, является знакомство ребенка с миром труда. Дети начинают интересоваться, как можно заработать собственные средства, узнают что-то новое, учатся финансовой ответственности.
Когда дети получают определенную сумму денег, они задумываются о том, как их использовать наиболее эффективно. Нужно уметь составлять бюджет и разделять статьи расходов на различные категории, такие как развлечения, покупка подарков или сбережения. Ребенок должен осознавать, что нужно быть ответственным за свои деньги и не тратить их бездумно.
Карманные деньги учат ценить труд. Когда дети осознают, что деньги, которые они получают, приходят от их родителей или от выполнения определенных обязанностей, они начинают более осознанно относиться к своим финансовым ресурсам. Ребенок начинает понимать, что каждый рубль стоит определенного труда и усилий.
Распоряжаясь карманными средствами, ребенок приобретает навыки составления и ведения личного бюджета. Управление карманными деньгами позволяет ребенку стать более финансово грамотным, сформировать правильное отношение к деньгам, самостоятельного принятия решений в отношении трат. Развивать в детях эти навыки и умения могут как родители, так и учителя, благодаря открытым урокам, семинарам, брифингам, квестам, играм, обучающим финансовой грамотности. Эти действия воспитывают финансово грамотное поколение, что отразится не только на благополучии населения, но и уменьшит риски попадания в сети мошенников, личного банкротства и многих других опасностей, которые встречаются в мире финансов.
© Сотникова А.Д. 2024
Ссылки на источники:
«Карманные деньги: за и против»
//
Информационный портал: финансовая культура. – Режим доступа:
https://fincult.info/article/karmannye-dengi/
Гусева Т.В.
Роль карманных денег в экономической социализации подростков
//
Информационный портал:
cyberleninka
.
ru
–
Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/viewer_images/15418230/f/1.png
«
Треть россиян в 2022 году стали давать детям больше карманных денег
»
//
Сайт: Росгосстрах Жизнь. – Режим доступа:
https://rgsl.ru/news/rosgosstrakh-zhizn-tret-rossiyan-v-2022-godu-stali-davat-detyam-bolshe-karmannykh-deneg/
Конюхова С.
Н
.
И
сследование роли карманных денег в жизни современного подростка //
Информационный портал:
elibrary
.
ru
–
Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=stirsz
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат