Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ . Работа №64595

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Работа:

Тема: диагностика свойств внимания детей 6-7 лет

Актуальность исследования. Под влиянием новых социокультурных факторов возникла необходимость преобразовать отечественную систему обучения детей, не допуская преобладания образовательного стандарта над развитием личности ребенка, что было характерно для предыдущего периода национальной системы образования.

Именно в дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов, свойств и состояний. Среди указанных характеристик одним из важных свойств психики ребенка является внимание.

Проблема внимания является разработанной как в общей, так и в детской психологии. В психологической науке присутствуют многочисленные теории и концепции по развитию внимания и его составляющим (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, Т. Рибо и др.).

В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается с различных позиций: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), другие изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, Т. Рибо). У некоторых психологов проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т.е. в плане изучения условий и закономерностей его формирования (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.В. Дубровинская и др.).

Внимание продолжает привлекать к себе интерес исследователей как сложная многоуровневая деятельность, которая реализуется в единстве нескольких связанных между собой звеньев: мотивационного, индивидуально-психологического, операционного и других.

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители детей, начавших обучение в образовательной среде. И это очевидно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами. «Невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» отмечаются у многих нормально развивающихся младших школьников и представляют особо острую проблему. Поэтому уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен научиться сознательно управлять своим вниманием.

Однако на практике выявляется, что многие старшие дошкольники имеют недостаточный уровень внимания, что определяется только при школьном обучении. Своевременная диагностика свойств внимания позволит вовремя выявлять уровень развития свойств внимания у дошкольников, а также корректировать индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с полученными результатами. Анализ литературы показал, что единой диагностической методики для изучения всех свойств внимания нет, то есть педагогу необходимо использовать несколько разных методик для всесторонней диагностики свойств внимания. Учитывая, все вышесказанное проблемой исследования видим следующий вопрос: Какие методики можно использовать для всестороннего изучения свойств внимания детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальная апробация методов диагностики свойств внимания детей 6 – 7 лет в рамках в условиях детского сада.

Объект исследования: развитие внимания в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: методы диагностики свойств внимания детей 6 – 7 лет.

Задачи исследования.

1. Изучить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

2. Выделить и описать методы диагностики свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

3. Организовать экспериментальную апробацию комплекса методов диагностики свойств внимания детей 6 – 7 лет в детском саду.

4. Обобщить и описать результаты экспериментального исследования.

Гипотезу вы можете увидеть на слайде.

Изучив научную литературу, мы определили внимание как самостоятельный психический процесс, который направлен на удержание и восприятие объектов в сознании, а также обладающий следующими свойствами – объем, устойчивость, переключение и распределение. Внимание детей к старшему дошкольному возрасту становится опосредованным, произвольным, устойчивым, увеличивается его объем.

Для диагностики свойств внимания детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать корректурные пробы, это позволит количественно и качественно определить уровень развития свойств внимания детей 6 – 7 лет.

Корректурные пробы - это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Для проведения тестирования используются специальные бумажные бланки, на которых распечатаны буквы алфавита, геометрические фигуры или простые маленькие изображения, расположенные в ряды без упорядочено и хаотично. Для детей дошкольного возраста используются самые простые изображения, например, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб, или же рожицы, крестики, животные, то что им будет интересно рассматривать. За отведенную минуту ребенок должен успеть зачеркнуть определенные фигурки, которые успел заметить, просматривая ряды, слева на право. По истечению времени, взрослый просит остановиться и обозначить вертикальной линией то место, где дошкольник закончил просматривать картинки.

Результаты зависят от того, сколько времени потребовалось ребенку на выполнение задания, сколько он зачеркнул правильных фигур, сколько раз ошибся и зачеркнул другую или пропустил фигуру вовсе.

Экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 «Светлячок» г. Мыски в период с 8 февраля по 26 марта 2021 года. В экспериментальном исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 6 – 7 лет.

Цель экспериментального исследования – апробация методов диагностики свойств внимания в условиях дошкольной образовательной организации.

Для выявления уровня развития внимания использовались следующие критерии:

– уровень развития устойчивости внимания;

– уровень объема внимания;

– уровень скорости переключения внимания;

– уровень распределения внимания.

Согласно данным критериям нами были выбраны следующие диагностические методик.

Полученные результаты по всем методикам позволили нам сделать выводы об уровнях развития внимания детей 6 – 7 лет. Так 28 % испытуемых имеют высокий уровень развития внимания, 56 % старших дошкольников показали средний уровень развития внимания и у 16 % детей выявлен низкий уровень развития внимания.

Таким образом, проведя апробацию методов диагностики свойств внимания у детей 6 – 7 лет, мы можем сделать вывод, о том, что для детей старшего дошкольного возраста применимы корректурные пробы. Если для данного метода диагностики подобрать соответствующий возрасту стимульный материал, то мы достаточно точно сможем изучить особенности свойств внимания конкретного ребенка.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×