Технология обучения навыкам глобального чтения.
Для начала необходимо провести подготовительную работу, которая состоит из следующих этапов:
Соотнесение одинаковых предметов.
Соотнесение предмета с его изображением (картинкой).
Соотнесение одинаковых картинок (если ребенку сложно перейти сразу на 4ый этап).
Соотнесение картинки с табличкой (непосредственная работа в «Альбоме глобального чтения»).
Далее для каждого ребенка подготавливаются «Альбомы глобального чтения». Важно отметить, что ребенок участвует в изготовлении своего альбома, например, приклеивает фотографии, и таким образом, включается в интересную для него деятельность. Такая подготовительная работа показывает, что в дальнейшем, ребенок охотно и с интересом принимает участие в учебном процессе. На первой странице альбома приклеивается фото ребенка, далее фото членов его семьи, затем подбираются и распечатываются фотографии или картинки по различным лексическим темам. Важно отметить, что работа с «Альбомом глобального чтения» сопровождается жестовым обозначением изучаемых слов. Жест в данном случае служит подкреплением, т. к. это средство коммуникации используется практически на всех уроках, режимных моментах и свободной деятельности детей в школе. На каждой странице альбома располагается по две фотографии или картинки и, следовательно, по две таблички под ними. Таблички печатаются на белой бумаге черным шрифтом, высота букв 2 см. Работу по методике глобального чтения с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, мы предлагаем разделить на пять основных блоков. Далее опишем основные этапы работы на каждом из блоков.
I блок. Работа с именами существительными и именами собственными, со зрительной опорой на изображение.
Педагог показывает ребенку фотографию или картинку, проговаривая ее устно и подкрепляя соответствующим жестом («Смотри. Это —
мама+жест
).
Педагог побуждает ребенка воспроизвести жест.
Педагог кладет картинку перед ребенком и показывает табличку со словом, например, СТОЛ, при этом подносит ее к своим губам и несколько раз четко произносит слово, проводя по табличке указательным пальцем свободной руки, справа налево.
Побуждает ребенка провести указательным пальцем по табличке (если ребенок не может провести пальцем сам, педагог делает это «рука в руку» с ребенком).
Далее педагог подкладывает табличку под слово.
Затем такие же действия повторяются со вторым словом, например, КРОВАТЬ.
Далее педагог предлагает ребенку приклеить фотографии (картинки) в альбом.
Затем, педагог предъявляет ребенку такие же таблички со словами, которые приклеены под картинками в альбоме; читает их так, как это описано в пункте 3 и подкрепляет произнесение жестом.
Педагог предлагает ребенку «прочитать» слово (пункт 4) и подложить его под нужную фотографию (картинку).
После этого приклеенные слова закрываются, например полоской бумаги или картона и педагог побуждает ребенка подложить табличку к фотографии (картинке), ориентируясь только на фото (при этом на начальных этапах возможно использование жестового обозначения слова, в качестве подсказки).
II блок. Работа с именами существительными и именами собственными, без зрительной опоры на изображение.
Перед ребенком выкладываются две таблички со словами, резко отличающимися по слоговой структуре (например, СТОЛ и КРОВАТЬ).
Педагог говорит ребенку: «Покажи слово СТОЛ». Может подкрепить устное произнесение слова соответствующим жестом.
Ребенок должен указать на нужное слово.
Постепенно количество слов, предлагаемых ребенку, увеличивается до 4–6.
III блок. Работа с глаголами.
Педагог подбирает пиктограммы, обозначающие различные действия (например, ПЬЕТ, ЕСТ и т. д.).
Далее в «Альбом глобального чтения» вклеивается по одной пиктограмме в середине каждой страницы (для того, чтобы ребенок мог подкладывать таблички со словами перед пиктограммой-действием и после).
Затем работа ведется так же, как в I блоке.
IV блок. Составление простых предложений с опорой на пиктограммы-действия.
Педагог предлагает ребенку открыть «Альбом глобального чтения» на тех страницах, где приклеены пиктограммы, обозначающие действия.
Далее перед ребенком выкладывается несколько слов (например, МАМА, ВАНЯ, СУП, МАКАРОНЫ, ЕСТ).
Педагог задает ребенку вопрос: «Покажи слово МАМА»
Ребенок должен указать на нужное слово.
Далее педагог побуждает ребенка взять соответствующую табличку и положить перед пиктограммой-действием.
Затем педагог просит взять следующее слово, которое обозначит глагол (т. к. пиктограмма-действие подписана соответствующей письменной табличкой, то ее необходимо прикрыть листом бумаги или картона).
Следующим этапом будет просьба педагога о том, чтобы ребенок взял третье слово, и положил письменную табличку после пиктограммы-действия.
Таким образом, должно получиться предложение, составленное из двух письменных табличек и одной пиктограммы-действия (например, МАМА ЕСТ СУП). Примечание к IV блоку. Бывает, что ребенку трудно перейти к работе с письменными табличками без опоры на соответствующие изображения. Тогда вместо напечатанных слов мы выкладываем перед ребенком картинки. Когда ребенок научится безошибочно подкладывать их перед и после пиктограммы-действия, то начинаем вводить печатные таблички, также подкладывая их под нужные изображения.
V блок. Составление простых предложений без зрительной опоры на изображения.
Педагог выкладывает перед ребенком несколько письменных табличек.
Далее педагог просит ребенка взять соответствующие таблички (например, «Возьми слово ПАПА, возьми слово МОЕТ, возьми слово ЯБЛОКО»).
Ребенку необходимо по очереди взять слова и разложить их в той последовательности, которую задал педагог.
Далее необходимо прочитать вместе с ребенком получившееся предложение. Педагог проводит пальцем ребенка под письменными табличками и сам прочитывает предложение. Необходимо также проговорить предложение, используя жесты, и побудить ребенка повторить их.
Важно отметить, что весь лексический материал подбирается с учетом уровня развития ребенка и его интересов.
Автором метода «Глобальное чтение» считают американского нейрофизиолога Глена Домана. Он разработал этот метод для детей с тяжелыми органическими повреждениями головного мозга. За единицу глобального чтения принимается слово.
Для работы используются красочные картинки с изображением предметов и действий и соответствующие таблички с надписями. Также таблички рекомендуют наклеивать на окружающие ребенка предметы.
Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная и слуховая память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально), как на фотоснимке. Это особенность лежит в основе метода глобального чтения.
Мы используем этот метод в работе с детьми с расстройствами аутического спектра.
Согласно статистике, аутизм не такое уж редкое явление в наше время. Детский аутизм на сегодняшний день встречается в 5-20 случаях на 10000 детей. По последним данным, количество таких детей увеличивается на 13000 в год. Эти дети замкнуты, ограничены в социальном общении. Они живут в своем собственном мире. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать:
Во – первых: постепенность и последовательность.
Слова, которым мы хотим обучить ребенка должны обозначать известные ему предметы действия, и явления. Сначала мы учим подбирать парные предметы, соотносить предмет с изображением, подбирать парные картинки. Во – вторых, мы соблюдаем принцип: от простого к сложному. Мы постепенно увеличиваем количество слогов в словах и количество картинок, используемых на занятии. Сначала задание демонстрирует логопед. Затем повторяет ребенок. Работа ведется поэтапно:
Первый этап. Начинаем с местоимения «Я».
Таким образом, я работаю с одним специфическим речевым нарушением при аутизме, таким как «непонимание личного местоимения «Я». (Такие дети о себе говорят во втором или третьем лице). Удобно использовать семейный альбом с фотографиями ребенка, членов и домашних питомцев.
Второй этап. Чтение слов. После того как мы накопили достаточный объем словаря. Объединяем слова в лексические группы. Начинать рекомендуют с лексической темы «Игрушки».
Обучая детей по методу глобального чтения можно использовать разные приемы:
1) Положить табличку на такую же табличку под картинкой.
2) Табличка под картинкой закрывается, и слово кладется под закрытую табличку. Затем открываем и проверяем правильность выполнения.
3) Положить табличку на картинку.
4) Положить картинку под табличку.
На этом этапе ребенок не только учиться соотносить слово с предметом. Он произносит слова разной слоговой структуры. Таким образом, я работаю над четкостью и понятностью речи.
Третий этап. Чтение простых фраз.
Работа с простой фразой из двух слов, где одно и то же лицо выполняет разные действия. Сначала это сам ребенок. Чтение фразы из трех слов. Добавляем карточки со словами «Я ХОЧУ» и «Я ЛЮБЛЮ». Используем картинки с изображением предметов еды и игрушек знакомые и любимые ребенку.
На этом этапе я работаю над связной речью. Ребенок учится грамотно выстраивать предложение по схеме. Постепенно задания усложняются. Вводятся слова – признаки, предложно-падежные конструкции. Задания подбираются, с учетом уровня речевого развития ребенка, какие-то этапы можно пропустить. Этот метод давно используется в работе, дает положительные результаты. Он улучшает понимание речи, так как формирует связь предмета со словом. Развивает импрессивную речь. Увеличивает пассивный словарь. В некоторых случаях стимулирует развитие экспрессивной речи. Преимущества метода во первых, в широте его использования, во вторых в простоте и доступности для аутичных детей , в третьих, он не дает негативных реакций у (наверное потому, что от ребенка не ждут, что он должен заговорить, а именно это обычно вызывает агрессию и протест). И самое главное, что он открывает для неговорящего ребенка возможности пути его дальнейшего развития. Даже если он никогда не будет говорить, он может научиться читать и даже писать.
1) Обучение «глобальному чтению» слов.
Для обучения «глобальному чтению» слов используется учебный материал, подобранный по четырем темам: №1 - «Моя семья», №2 - «Любимая еда», №3 - «Животные», №4 - «Еда для животных». Картинки (фотографии), подобранные по этим темам, находятся в четырех конвертах. Вместе с фотографиями (картинками) в конвертах есть таблички с обозначающими их словами (фотография ребёнка и слово «я», картинка с изображением сока и слово «сок» и др.) Используются фотографии (картинки) небольшого размера (квадрат со сторонами 5-7 см) и таблички со словами (узкая полоска длиной 7-10 см). Чем меньше размер используемого материала, тем сильнее он концентрирует внимание аутичного ребенка. Небольшие по размеру картинки и таблички легко умещаются в руке ребёнка, а весь учебный материал размещается в его зрительном поле.
В первом конверте была фотография самого ребёнка и по одной фотографии каждого из членов его семьи: мамы, папы, сестры, брата, бабушки, дедушки, а также слова, которые их обозначают: «я», «мама», «папа» и др. Если ребёнок обращался к сестре по имени, в конверте лежала табличка с её именем; если он привык называть бабушку «бабулей», в конверте было именно это, более привычное для ребенка слово.
В конверте «Любимая еда» были собраны картинки тех продуктов, которые любит ребенок и члены его семьи. Выбираются предметы, которые обозначаются короткими словами (одно- или двусложными) мужского рода, второго склонения, единственного числа: «сыр», «сок», «чай», «торт», «хлеб», «кекс», «суп», «орех», «пирог» и т.п. Эти слова, не меняя их падежных окончаний, можно вводить в предложения, что важно для следующего этапа работы (при обучении ребенка глобальному чтению фраз).
В третьем и четвёртом конвертах были собраны картинки или фотографии хорошо знакомых ребенку животных (домашних и диких) и того, что они едят. Выбираются более простые для чтения и более привычные ребенку «укороченные» названия объектов, представленных на картинках: «мишка», а не медведь, «щенок», а не собака, «кость», а не косточка.
Количество фотографий (картинок) в конверте первоначально не превышает 5-6. Постепенно их количество увеличивается.
Аутичный ребенок склонен ориентироваться не на смысловые, а на формальные, чаще всего визуальные признаки предметного материала. Например, ребенок может правильно подкладывать слова к картинкам, ориентируясь не на графический образ слов, а на цвет, которым они были написаны. Поэтому все слова написаны одинаково по размеру и форме на табличках одним и тем же цветом.
Для организации внимания аутичного ребенка элементы «глобального чтения» используются уже при формировании предпосылок учебного поведения. В этот период более важной является задача удержать аутичного ребенка за столом, в учебной ситуации, сформировать у него «учебное поведение».
Из-за стереотипности и страхов, присущих аутичному ребенку, сложно сосредоточить его внимание на новом, незнакомом материале. Он не смотрит на незнакомые картинки, не слушает взрослого, когда речь идет о чем-то незначимом для него. Но, когда ребёнок видит на фотографиях себя, маму, папу, родных, он непроизвольно концентрирует на них внимание. Таким образом, обучение начинается с конверта «Моя семья», на материале которого ребенок учится находить нужную картинку (фотографию), с помощью педагога подкладывать под нее табличку со словом и выполнять инструкции педагога: «дай», «покажи», «читай» и др.
Далее, когда «глобальное чтение» используется уже непосредственно для обучения чтению, важно сформировать у ребенка определенную последовательность действий:
1) выбрать из ряда картинок (фотографий) ту, которую называет взрослый,
2) правильно подложить к картинке обозначающее её слово,
3) рукой, сложенной в указательном жесте, показать на картинку и на слово и прочитать его,
4) убрать картинку и обозначающее её слово в конверт.
Пока ребенок не освоит эту последовательность, взрослый пошагово контролирует внимание ребенка. Если этого не делать, ребенок может механически выполнять задание, не осмысляя его. Поэтому, после того, как ребенок проследил указательным пальцем и прочел слово, педагог просит его еще раз «назвать то, что прочитал». Ребенок может просто назвать слово, не глядя на него, в том случае, если не отвлекался, работал осознанно. Если внимание рассеялось, вопрос педагога вновь концентрирует ребенка на задании.
На этом этапе работы ребёнок не только учится читать слова и понимать, что они обозначают, но и планировать свои действия. Аутичному ребенку часто бывает сложно освоить «глобальное чтение» не столько из-за аффективных проблем, сколько из-за характерной для аутизма невозможности самостоятельного произвольного планирования. Выполнение ребёнком всей последовательности заданий формирует у него определённый алгоритм действий. Если такой алгоритм не сложился, достичь конечного результата – самостоятельного прочитывания слов – практически невозможно.
Если ребёнок самостоятельно или с минимальной поддержкой взрослого выполняет нужную последовательность действий и прочитывает слова, сразу переходим к изучению второго конверта.
При свойственной аутичному ребенку стереотипности и склонности к аутостимуляции неправильное подкладывание слов к картинкам может стать его любимым развлечением. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо объяснить ребёнку, что «читать перевёртыши очень весело в игре, но на занятии на это нет времени», и попросить его как можно быстрее «навести порядок в словах», добавляя при этом, почему «лучше делать так».
Необходимо предусмотреть возможные осложнения, для этого необходимо:
а) обеспечить максимальную осмысленность освоения каждого нового умения;
б) ограничиться минимальным освоением каждого «промежуточного» умения (по отношению к главному результату – овладению чтением), и переходить к следующему, так как тщательная проработка каждого «промежуточного» умения провоцируют имеющиеся у аутичного ребенка склонности к стереотипности и аутостимуляции.
К концу данного этапа, ребёнок овладевает глобальным чтением 25-30 слов и обобщающими понятиями «Моя семья», «Еда», «Животные», «Еда животных».
Но накопление словаря методом «глобального чтения» в работе с аутичным ребенком может иметь негативные последствия. Он легко запоминает большое количество слов, обозначающих предметы, относящиеся к разным категориям, но при этом перейти к чтению фраз становится почти невозможным. Со свойственной ему стереотипностью аутичный ребенок охотно дополняет свою «коллекцию», называя это «чтением», и заниматься с ним иначе уже не получается. Фактически занятие превращается для ребенка в аутостимуляцию, и донести до него смысл чтения, объяснить, зачем мы читаем, не удается. Во избежание такой ситуации педагог при первой же возможности переходит с аутичным ребенком к глобальному чтению коротких фраз, привязанных к личному опыту ребенка.
Формируемые умения, способы их оценки:
1. Умение соотносить слова, представленные в 4 тематических конвертах, с картинками и прочитывать эти слова.
Умение считается сформированным в том случае, когда ребенок зрительно опознает слово, соотносит его с соответствующей картинкой, самостоятельно прочитывает слово, но манипулировать учебным материалом ему помогает педагог.
2. Умение выполнять задание в соответствии с отработанным алгоритмом: от выбора картинки до прочитывания обозначающего её слова.
Умение считается сформированным, когда ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, воспроизводит нужную последовательность действий и прочитывает слово.
2) Обучение чтению фраз «глобальным» способом (объединение знакомых существительных при помощи глаголов).
Как только ребенок научился глобальному, чтению слов, переходим к прочитыванию коротких фраз, в которых используются уже знакомые ребенку слова.
Задачей педагога на данном этапе работы является обучить аутичного ребенка осмысленному прочитыванию и самостоятельному построению простых коротких фраз на знакомом ему материале с помощью уже освоенного способа «глобального чтения».
К привычному учебному материалу добавляются глагольные слова «люблю» и «любит», написанные на отдельных табличках. Эти глаголы становятся смысловыми центрами фраз, которые учится составлять ребенок. Ему предлагается выложить в ряд его собственную фотографию, слово «люблю» и картинку с изображением любимого продукта. Под фотографию ребенка подкладывается слово «я», а под изображение продукта – обозначающее его слово, например, «сок». Затем ребенок с помощью педагога прочитывает: «Я люблю сок». Визуальная опора обеспечивает осмысление ребенком прочитанной фразы. Далее спрашивается у ребенка: «А что ты еще любишь?», и, получив ответ, предлагается ему заменить картинку с изображением любимого продукта (и обозначающее ее слово) и прочитать вновь получившуюся фразу, например: «Я люблю торт».
Во время чтения фразы взрослый побуждает ребёнка прослеживать слова указательным пальцем. Этот простой способ помогает ребенку управлять собственным вниманием и не «терять строчку» во время чтения.
Во избежание формального, механического чтения, после каждой прочитанной фразы педагог задает ребенку вопросы: «Что ты любишь?» или «Кто это любит?». Научившись выкладывать и прочитывать фразы о том, что он любит, аутичный ребенок легко составляет фразы о том, что любят его родные, работая с содержимым конвертов «Моя семья» и «Любимая еда», используя глагол «любит». Сначала ребенок выбирает фотографию взрослого и картинку с изображением его любимой еды, затем подкладывает к картинкам обозначающие их слова, а между ними – табличку с глаголом «любит». Затем он прочитывает фразу целиком: «Мама любит чай», «Папа любит суп» и т.п.
При повторном выполнении заданий может проявиться присущая аутичному ребенку стереотипность, т.е. он стремился составлять те же самые фразы в неизменном виде. Так, например, со словом «мама» ребенок всегда строит одну и ту же фразу: «Мама любит чай». Чтобы избежать таких проявлений, после того, как ребенок самостоятельно составит и прочитает первую фразу, педагог побуждает его вносить изменения, варьировать любимые продукты каждого члена семьи, доводя до сознания ребенка, что «мама любит не только чай, но и кофе, и сыр». Ребенок должен был самостоятельно составить и прочитать несколько фраз о том, что любит каждый член его семьи («Папа любит хлеб», «Папа любит джем» и т.д.) Затем переходим к работе с конвертами «Животные» и «Еда животных». Как правило, к этому моменту ребенок уже усвоил нужную последовательность действий, и может самостоятельно и осмысленно подобрать картинки, построить и прочитать фразу. На этом этапе проверяется сформированность необходимых навыков и закрепление их.
Таким образом, использование методики «глобальное чтение» для обучения аутичных детей дает возможность достаточно быстро научить ребенка осмысленно читать слова, самостоятельно составлять из знакомых слов и прочитывать короткие фразы.
Благодаря «глобальному чтению» решаются важнейшие для обучения аутичного ребенка задачи:
- научить аутичного ребенка читать не механически, а осмысленно;
- дать ребенку представление о сути чтения, о том, что с помощью письменной речи можно не только называть, обозначать отдельные предметы, но и сообщать о чувствах, желаниях, действиях;
- понимание смысла и возможностей чтения повышало мотивацию ребенка в обучении, в познании с помощью чтения окружающего мира.
Формируемые умения, способы их оценки:
1. Умение составить и прочитать глобально фразу, используя знакомый учебный материал (картинки и таблички со словами из четырех тематических конвертов) и таблички с глагольными словами «люблю», «любит». Умение считается сформированным, когда ребенок составляет и прочитывает фразу самостоятельно.
2. Умение ответить на вопросы к составленному предложению (что является показателем осмысленного выполнения задания). Умение считается сформированным, если ребенок, прочитав, например, фразу «Папа любит торт», может ответить на вопросы: «Кто любит торт?» или «Что любит папа?»
3. Умение составлять фразы не стереотипно, варьируя и меняя слова в соответствии с изменением смысла предложения (только на знакомом материале). Умение не может считаться сформированным, если, например, ребенок привычно составляет и прочитывает фразу «Мама любит печенье», но вопрос педагога: «Что еще любит твоя мама?», - приводит его в замешательство. Умение считается сформированным, если ребенок составляет фразы по усвоенному образцу, но способен их варьировать, подставлять другие слова в соответствии с изменением смысла высказывания. Умение также считается сформированным, если ребенок не использует предложенный образец, но предлагает свой осмысленный вариант ответа на вопрос и построения фразы.
3) Освоение аналитического чтения.
Формирование мотивации к самостоятельному чтению начинается, когда аутичный ребенок учится читать глобально. С помощью глобального чтения он постепенно осознает смысл чтения, начинает понимать, что слова могут обозначать предметы, действия и чувства, быть именами близких людей. Он учится «глобально» прочитывать простые фразы, связанные с его собственной жизнью.
Далее необходимо научить его анализировать состав слова и читать по слогам, что дает ребенку возможность самостоятельно читать новые, незнакомые тексты.
1. Знакомство с буквами – создание «личного» букваря. Формирование начальных навыков письма.
Букварь - первая книга, на материале которого формируются предпосылки осмысленного чтения. Для осмысленного освоения букв аутичным ребенком используется методика создания «Личного букваря». Педагог предлагает ребенку создать свой собственный букварь. Ребенку необходимо объяснить, что такое «букварь», зачем он нужен, для чего нужно знать буквы, отталкиваясь от его интересов, от того, что он любит, знает и умеет.
В качестве домашнего задания, педагог просит ребёнка вместе с мамой выбрать и купить альбом для букв и принести свою фотографию. На первом же занятии педагог вместе с ребёнком приклеивает его фотографию в альбом, и под ней педагог подписывает «Мой букварь». Создание «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв, которая направлена на их осмысленное усвоение.
Изучение всегда начинается с буквы «Я» и ребёнок вместе с взрослым приклеивает под ней свою фотографию. Изучение первой буквы «Я» и, одновременно, слова «Я» позволяет ребёнку «идти от себя», вместо привычного «мы», «ты», «он», «Миша хочет». Создавая букварь как книгу о себе, от своего имени, от первого лица, от «Я», ребёнок скорее осмысливает те предметы, события, отношения, которые значимы в его жизни.
Затем ребенку необходимо усвоить, что буква «я» может встречаться в других словах, в начале, середине, конце слова. Педагог подсказывает ребенку подходящие слова, но какие из них оставить в альбоме было делом его личного выбора.
После изучения «Я» переходим к буквам имени ребёнка. Когда буквы имени пройдены, взрослый вместе с ребёнком подписывает его фотографию: «Я (имя ребёнка)».
Затем изучаются буквы «М» и «А». Последовательное изучение букв «М», «А» и мамина фотография в альбоме с подписью «мама» непроизвольно подводят ребёнка к прочтению слова «мама», вместо абстрактного слога «ма».
Осваивая буквы, нужно стремиться избегать присущей аутичному ребенку стереотипности, и вместе с ним придумать как можно больше слов, начинающихся на изучаемую букву. Если изучать букву на одном примере, есть опасность, что ребёнок будет её соотносить только с одним конкретным словом. Все буквы осваиваются в начале, середине, конце слова. Фотографии, рисунки в альбоме, сопровождают весь процесс изучения букв. Наглядность важна для аутичного ребенка больше, чем для любого другого, в связи с преобладанием у него зрительного восприятия над слуховым. Поэтому педагог стремится любую устную инструкцию, устное разъяснение дополнить рисунком, картинкой, фотографией. Изучение буквы «П» ребёнок осваивает в слове «папа» и двух словах, в названии которых «П» встречается в середине и в конце, например: «шаПка», «суП».
К изученным ранее буквам «Я», «М», «А», «П», буквам имени ребёнка добавляются буквы, из которых состоят имена мамы, папы, (родных). Затем изучаются оставшиеся буквы, соответствующие гласным звукам. Последовательность введения в букварь оставшихся букв индивидуальна, так как задается необходимостью моментального введения новой буквы в знакомое, интересное ребенку слово. Это гарантирует осмысленность освоения аутичным ребенком всех букв алфавита (формирует отношение к ним не как к абстрактным значкам, а как к частям целого слова и того, что оно обозначает).
Осмысленность освоения букв связана с постоянной наглядной демонстрацией ребенку сути чтения и письма, с созданием условий для быстрого освоения этих навыков. Педагог побуждает ребенка сначала найти изучаемую букву в разных словах, затем найти и дописать ее в хорошо знакомых словах («…ок», «ча…ы», «но…»), а затем самостоятельно написать хорошо знакомые слова («я», «мама», «папа»).
Необходимо стремиться связать рисунки в альбоме с личным опытом ребёнка, с ним самим, его семьёй, предметами его любимых игр и занятий. Например, при изучении буквы «Д», ребёнок рисует торт со свечами на столе и называет картинку «день рождения». Совместное рисование, эмоционально-смысловой комментарий, диалог с ребенком о значимых для него событиях помогают, с одной стороны, осмысленному обучению, и, с другой стороны, эмоциональному осмыслению, формированию личного отношения аутичного ребенка к событиям собственной жизни.
Формируемые умения, способы их оценки:
1. Умение ребёнка правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах.
Для педагога важно не только научить ребёнка правильно называть букву, но и распознавать местоположение буквы в слове. Если ребёнок стереотипно повторяет за педагогом его примеры, но не мог придумать собственных, умение не считается сформированным.
Усвоение буквы оценивается по способности ребёнка придумать (самостоятельно вспомнить) слова с изучаемой буквой. Даже если он самостоятельно придумает только одно слово, которое начинается на изучаемую букву, умение считается сформированным.
2. Умение правильно написать букву отдельно и в словах.
Благодаря моментальной зрительной памяти и интересу к абстрактным знакам аутичный ребёнок может непроизвольно запомнить графическое изображение многих букв, и писать их хаотическим образом, вверх ногами, зеркально, получая удовольствие от изображения «непонятных значков». Важно, чтобы ребенок научился писать буквы в рамках осмысленной произвольной деятельности, осознавая возможность и необходимость использования навыка письма в своей жизни. Поэтому умение считается сформированным, когда ребенок не только может написать изучаемую букву отдельно, но пишет ее в словах на нужном месте.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат