Социально-педагогическое
партнерство как механизм развития Учреждения
дополнительного образования детей
Рубцов В. Д. (г. Барнаул)
Система дополнительного образования является уникальной самодостаточной структурой, развитие которой стало в последнее время объектом пристального внимания государства. Дополнительное образование находится в процессе динамических изменений.
Ключевые слова: развитие, саморазвитие, социально-педагогическое партнерство, гражданское общество, теория социального взаимодействия, взаимодействие», общественный договор, коммуникативный подход.
В Концепции развития дополнительного образования детей говорится о необходимости создания инновационной системы. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, успешно развиваться, Учреждение должно использовать все возможные механизмы развития.
Социальное-педагогическое партнерство играет огромную роль в развитии Учреждения дополнительного образования и проявляется в нескольких видах сотрудничества, которые представляют собой как модель социально-педагогического партнерства, так и механизм развития Учреждения дополнительного образования детей.
В области педагогической науки явление социального партнерства пока остается малоизученным, ему посвящены лишь отдельные статьи таких авторов, как Т.П. Грибоедова., И.Н. Гаврилова, Т.И. Зеленецкая, Л.А. Леснянская, А.М. Осипов, Г.М. Шигабетдинова. Имея отношение к системе общего образования, они не рассматривают проблемы дополнительного образования. Лишь Никольская О.Д. и Никитина Е.Л. рассматривают в своих работах социально-педагогическое партнерство в системе Учреждений дополнительного образования. Вопрос же об установлении партнерских связей и отношений с целью формирования модели социально-педагогического партнерства как механизма развития Учреждения дополнительного образования в литературе не ставился.
«Социально-педагогическое партнерство» как термин является относительно неоднозначным понятием, которое появилось в России в связи с новыми общественными отношениями еще в конце 80-ых годов ХХ века.
Непосредственно в педагогике термин «социальное партнерство» возник не сразу, сначала он употреблялся в экономике и регулировании трудовых споров как форма договора между рабочими группами и администрацией предприятия-работодателя.
Первоначально употребление этого понятия применялось в том случае, когда у работников и работодателей имелись проблемы взаимоотношений, которые они решали путем переговоров, нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе, закрепляемых в специальных соглашениях как социальное партнерство. На сегодняшний день термин трактуют в расширенном аспекте: под ним понимают определенный тип социального взаимодействия для регулирования общественных отношений между различными социальными группами.
В современной науке сложилось еще несколько разных подходов к понятию социального партнерства, например, коммуникативный подход, согласно которому для развития современного общества необходимы социальные коммуникации, которые становятся механизмом и инструментом развития общества.
В нашей стране понятие социального партнерства активно стало входить в научный обиход в начале 90-х годов ХХ века. Достаточно активно оно использовалось в 90-е годы ХХ века в трудовом законодательстве и специальной литературе по трудовому праву.
Александрова И.А., Антипьев А.Г., Антипьев К.А., отечественные специалисты-правоведы, которые одними их первых исследовали социальное партнерство в структуре социально-трудовой деятельности как взаимодействие разных партнеров трудовых общественных отношений.
Развивая в дальнейшем исследования по социальному партнерству, разные авторы приходят к выводу о том, что партнерство не должно охватываться только трудовыми отношениями и производственной деятельностью. Многие исследователи в своих рассуждениях на содержание социального партнерства указывают на межсекторный характер взаимодействия не двух сторон партнерских отношений, а указывают три стороны: «государство», «бизнес» и «некоммерческие общественные объединения».
Для социального партнерства в литературе использовали понятия-синонимы «взаимодействие», «общественный договор». Авторы широкого понимания социального партнерства рассматривают в качестве партнеров не отдельных индивидов, а социальные группы, которые объединены через общность интересов, потребностей и ценностей.
Наиболее глубоко сущность и проблемы социального партнерства изучал В.А. Михеев. Этот автор называет партнерство «системой общественных отношений», основанной на основе договора, соглашений, которая направлена на содействие со стороны разных социальных субъектов в решении насущных проблем экономической и социально-политической жизни общества».
Шигабетдинова Г.М. называет социальное партнерство «совместной, коллективно распределенной деятельностью различных групп, которая приводит к позитивным и разделенным всеми участниками данной деятельности эффектами».
Таким образом, понятие социального партнерства следует считать сложным составным понятием, которое обусловлено существованием и деятельностью социальных субъектов и их социальных взаимодействий и представляет особый тип отношений, выраженных как взаимодействие, деятельность, форма коммуникативных связей и форма организации жизнедеятельности разных социальных групп в обществе.
В организации социального партнерства отражается природа и структура организации общества.
Таким образом, можно сказать, что в литературе сложилось два подхода: «концептуальный», согласно которому партнерство представляет собой отношения межу разными социальными группами в рамках социума второй подход «инструментальный», представляющий партнерство в качестве технологии взаимодействия между разными социальными группами в разных сферах жизнедеятельности, чаще всего в рамках конкретной сферы.
Такие вопросы как свойства или структура социального партнерства в литературе недостаточно разработан. Однако, если взять за основу схем Т. Парсонса для понимания социального взаимодействия, то можно выделить основные элементы социального партнерства:
1. Субъекты действия социальные группы;
2. Объект действия и его структурные элементы, выражаемые в поведении и мышлении социальных партнеров: их интересы, потребности, мотивация);
3. Процесс социального действия представляющих собой совокупность процедур и актов воздействия на социальных партнеров;
4. Условия, в которых происходит социальное действие.
Во взаимодействии необходимо наличие статусов или определенных социальных позиций, которые занимают участники взаимодействия, исполнение ими определенных действий, соответствующих этим статусам и позициям, а также ролевые ожидания от субъектов социального статуса.
На основе такого подхода социальное партнерство предстает как социально ориентированная многосторонняя связь субъектов на взаимодействие, обусловленная социально-статусными отношениями и ценностными регуляторами.
На основе теории социального взаимодействия можно выделить следующие свойства социального партнерства: обусловленность действия и согласованность на действие без давления со стороны; устойчивость к узнаванию и воспроизводству определенных типов и моделей поведения; способность и потребность субъектов к оцениванию своей деятельности; гарантии свободного обмена мнениям и оценками.
Можно также использовать схему П.Сорокина, постулирующего теорию социальных действий для условий социального партнерства, тогда следует выделить структурные составляющие социального партнерства как взаимодействия социальных субъектов:
1.Социальные субъекты, вступающие во взаимодействие;
2. Межсубъектные связи, через которые выражаются культурные образы, интересы и потребности социальных субъектов;
3. Инфраструктура взаимодействия выступающая как комплекс условий и процедур, через которые они реализуются.
Социальное партнерство проявляется как действие в мотивационной сфере, регулятивной, оценочной и институциональной, то есть оно ориентировано на цели, подлежит оценке, может регулироваться согласно новым приоритетам и моделям поведения, выступает в виде выполнения определенных процедур и соблюдения определенных условий к их выполнению.
Предложение рассматривать социальное партнерство как культурное взаимодействие позволяет определять его в качестве фактора развития субъектов такого взаимодействия. Это значит, что субъекты используют культурные формы взаимодействия, образцы поведения, трансформируют их в ценностные установки для достижения определенного ценностно-ориентированного результата взаимодействия, способствующего развитию социума.
В механизме социального партнерства как модели взаимодействия выражены два направления. Первое направление – это развитие общей культуры в которой взаимодействуют социальные партнеры. Другое направление направлено на действие механизмов социокультурного характера на социальных партнеров, их ценностные ориентиры, развитие их форм взаимодействия.
Исследователи выделяют организационную и личностную составляющие партнерства. Организационная составляющая представляет все формы взаимодействия, в том числе, правовые. Личностная составляющая определяет все эмоциональные составляющие: доверительность, добровольность, согласованность, включая личные контакты сторон, длительность и характер отношений. Как правило, длительные контакты основаны на доверии сторон, когда характер сложившихся отношений благоприятствует партнерским связям.
Coциaльные cубъекты, нaхoдящиеcя внутри oбрaзoвaтельнoй oргaнизaции cocтaвляют oбучaющиеcя, педaгoги, рукoвoдители. Гocударcтвенные cтруктуры в coциaльнoм пaртнерcтве также могут участвовать, обычно представляя федеральный уровень государственных органов.
Как было замечено, есть два подхода для рассмотрения социального партнерства.
Первый подход называется «концептуальным» и означает расширение образовательной деятельности за пределы образовательного учреждения, когда в ее действие вовлекаются различные социальные субъекты, желающие участвовать в качестве партнеров. Этот подход позволяет не рассматривать образовательную организацию в замкнутом пространстве, и дает возможность рассматривать ее через влияние других учреждений на образовательную среду.
Второй подход «технологический» определяет технологии взаимодействия в рамках партнерства. В рамках этого подхода рассматриваются все возможные модификации установления партнерских отношений.
Оба подхода нельзя рассматривать по отдельности, поскольку они дополняют друг друга. Кроме того, партнерское взаимодействие может осуществляться непрерывно в течение достаточно продолжительного времени, а может быть cитуaтивным, вoзникaющим в рaмкaх прoведения кaкoй-либo aкции или мерoприятия.
Фoрмы пaртнерcких oтнoшений мoжнo клaccифицирoвaть пo рaзличным основаниям: по формам; по уровню; по типам взаимодействия.
Таким образом, социально-педагогическое партнерство представляет собой множественность форм взаимовыгодно осуществляемой деятельности, основанной на равноправном партнёрстве и направленной на развитие образовательного пространства.
Социально-педагогическое партнерство также представляет собой качественную характеристику отношений между общим и дополнительным образованием, между образованием и культурой, между образованием и социальными группами. Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.
С учетом деления структуры Учреждения на внешнюю и внутреннюю среду, к основным участникам социального партнерства в сфере дополнительного образования детей можно отнести:
Во внутренней среде:
У
чреждение дополнительного образования детей; обучающиеся (воспитанники), педагогические работники, родители и др.;
В
о внешней среде: федеральные, региональные и местные органы управления образования; федеральные, региональные и местные органы труда и занятости; работодатели; профсоюзы; общественные организации образования, спорта, туризма и краеведения; другие
учреждения социальной сферы
.
Таким образом, социально-педагогическое партнерство важно рассматривать как форму общественных отношений, характеризующих систему взаимодействия между Учреждением и субъектами вовлекаемыми в образовательную среду, связанным с качеством работы Учреждений дополнительного образования детей.
Литература
Шигабетдинова
Г.М. Социальное партнерство в системе образования как
научно-методическая проблема
Г.М.Шигабетдинова
.
Фундамент. исследования. – 2014. – № 3-1. – С. 193-196.
Грибоедова, Т.П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерс
тва в современном образовании. Т.П. Грибоедова
Известия РГПУ им.
А.И. Герцена. – 2008 – № 68 – С. 50-60.
Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теор
ия и политика: учеб. для
вузов
В.А.
Михеев. – М.: Экзамен, 2001. – 448 с.
Тарасенко Л.В. Социальное партнерство в системе дополнительного
профессионального образования Л.В. Тарасенко.
Управление большими системами.
Выпуск 46 – М.: ИПУ РАН, 2013 – С. 179-196.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат