ГЕНРИХ VIII И ЕГО ПРИБЛИЖЕННЫЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ
И. А. Казакова
Крупные исторические фигуры, такие как Генрих VIII и Анна Болейн, всегда привлекали внимание авторов в разных сферах искусства. Генрих и Анна связаны с тем периодом в истории Англии, когда происходило формирование Англиканской церкви, а различные политические коллизии значительно изменили облик английской короны. Их браку, который они заключили в 1533 году, предшествовали события долгой борьбы короля за право развестись с первой супругой Екатериной Арагонской.
В художественной литературе фигуры короля и двух королев отображались довольно неоднозначно. Если испанский драматург Педро Кальдерон в своей пьесе «Раскол Англии» явно симпатизировал испанке Екатерине Арагонской, изображая её благородной, любящей, безупречной супругой, то Уильям Шекспир в романе «Генрих VIII» проявил больше объективности и осветил поистине трагическую судьбу и Екатерины, и Анны. Помимо Шекспира этим историческим личностям посвятили свои произведения Алессандро Пеполи, Ипполито Пиндемонте, Дэвид Лоудз, Максвелл Андерсон. Луиза Мюльбах. Элисон Уэйр.
В литературе Генрих VIII часто изображается как могущественный правитель, чьи решения часто влекли за собой трагические последствия.
В музыкальной сфере фигура Генриха VIII также нашла отражение. Наиболее известной оперной интерпретаций является опера Гаэтано Доницетти «Анна Болейн», созданная по мотивам произведений А. Пеполи и И. Пиндемонте в 1830 году. Среди произведений XX века фигура Анны появляется в опере Шандора Каллоша «Королевские игры» по мотивам пьесы М. Андерсона, на либретто Григория Горина, а также в опере Дж. Бека «Анна Болейн». В 1973 году британский музыкант Рик Уэйкман выпустил музыкальный рок-альбом «Шесть жён Генриха VIII», который основан на музыкальных характеристиках жён Генриха VIII.
В 1880 году Камиль Сен-Санс обратился к историческим событиям, происходящим в Англии в XVI веке, и начал работу над оперой «Генрих VIII» в сотрудничестве с либреттистами Леоном Детруа и Арманом Сильвестром. Изначально либретто было основано на драме Кальдерона «Раскол Англии». Позднее к работе над либретто присоединился директор парижской Оперы Огюст Вокорбей, который предложил взять за ориентир пьесу Шекспира «Генрих VIII». В результате совместной работы в опере усилился драматический размах, и появилась историческая основательность.
Либретто оперы, первоначально ориентированное на драму П. Кальдерона, значительно изменилось, когда в качестве первоисточника была привлечена драма Шекспира. В либретто появились персонажи, которые есть у Шекспира, но отсутствуют у Кальдерона: Дон Гомес, архиепископ Кранмер, герцог Норфолк, граф Суррей, папский легат кардинал Кампеджо, герцог Бекингем.
Глубокой трансформации подверглась фигура Генриха. Либреттисты отошли от кальдероновской интерпретации Генриха как слабовольного, подчиняющегося чужому мнению короля, который принимает роковое для Екатерины решение из-за любви к Анне Болейн. Либреттисты не привлекли фигуру кардинала Уолси, который стоял за многими решениями Генриха в драме Кальдерона. В опере же ответственность за все поступки короля лежит на нем самом, что усугубляет его жестокость в глазах публики.
Испанский драматург Педро Кальдерон в своей пьесе «Раскол Англии» явно симпатизировал испанке Екатерине Арагонской. Автор изображал её благородной, любящей, безупречной супругой. Уильям Шекспир в романе «Генрих VIII» проявил больше объективности и осветил трагическую судьбу и Екатерины, и Анны.
Портрет Екатерины Арагонской в опере практически не изменился в сравнении с сочинениями Шекспира и Кальдерона. Либреттистами был сохранен тот сюжетный поворот драмы Кальдерона, который связан с любовным письмом Анны к послу. Екатерина, потрясенная жестокосердием разлюбившего ее Генриха, в благородном порыве уничтожила письмо, которое могло погубить Анну.
Либреттистам показалась ближе трактовка фигуры Анны Болейн Кальдерона, который показал её лицемерной и властолюбивой обольстительницей. Возможно, историко-психологические размышления Шекспира показались авторам либретто неуместными на оперной сцене, ведь успех постановки гарантировался наличием в сюжете любовного треугольника. В опере любовных треугольника даже два: один концентрируется вокруг Анны, которую любят король и посол Дон Гомес; другой – вокруг Генриха, который равнодушно относится к любящей его Екатерине и испытывающего страсть к Анне.
Таким образом, Генрих VIII и его окружение оставили неизгладимый след в истории литературы и музыки. Это подчеркивает важность эпохи XVI века. Эти фигуры продолжают вдохновлять людей искусства всех времен и народов, становясь объектом изучения и творчества в литературе и музыке.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат