Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методическая мастерская «Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Работа №65028

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методическая мастерская «Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Работа:

Методическая мастерская «Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

 Сегодня общество предъявляет к школьному образованию определённые требования. Одним из основополагающих требований обновленного ФГОС является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования. Можно сказать, что современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.

Посморим на результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

Всё это связано с отсутствием системной работы на уроках русского языка и литературы в среднем звене по формированию читательской грамотности, которая по своей сути имеет ряд признаков:

·         знание сведений, правил, принципов;

·         умение адаптироваться к изменяющемуся миру;

·         работать с информацией; вести деловую переписку;

·         применять правила личной безопасности в жизни;

 

Система работы на уроках по формированию читательской грамотности включает в себя:

1. Обучение гибкому чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения

2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

3. Речевое развитие учащихся:

·         развитие  орфоэпических навыков;

·         работа по обогащению словарного запаса;

·         развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;

·         развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

·         развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

В рамках методической мастерской хотела бы рассмотреть, как реализуются данные направления при решении проблемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Цель методической мастерской: представить опыт работы по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Исследованием проблем развития ЧГ в последнее время уделяется огромное количество времени и ресурсов. Забродина Наталья Петровна, Борис Семёнович Гершунский, Фролова Полина Ивановна и другие ученые изучали и изучают читательскую грамотность и ее развитие. На современном этапе развития жизни и обучения школьников многие российские интернет-ресурсы внедряют обучение читательской грамотности. Такие как Российская электронная школа, Фоксфорд.ру, Институт стратегии развития образования Российской академии образования и другие.

Для формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы применяю разные приёмы и методы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его через себя. Остановлюсь на трех методах формирования читательской грамотности.

В рамках развития «гибкого чтения» активно применяю метод «РЕЛЛИ РОБИН». Это сингапурская методика обучения, в котором два участника поочередно обмениваются короткими ответами. Он позволяет учащимся самостоятельно прочитывать и анализировать полученную информацию.

Данная методика создаёт условия управления собственным развитием, умения анализировать текст, исходя из данной задачи.

Рассмотрим применение данного метода на примере урока русского языка в 7 классе. Тема урока «Причастие как часть речи». После этапа актуализации знаний, учащиеся определяют тему урока и на основе предложенных текстов, формируют основные понятия, которые будут встречаться при изучении данной темы. Учащимся предложены тексты, на которых даны причастия и описаны их признаки. Дети работают в парах. Им дается 3 минуты на самостоятельное изучение текста, после чего они поочередно обмениваются короткими ответами друг с другом и приходят к одному общему выводу.

Например, дана краткая характеристика причастия, задача учащихся – выявить основные признаки, записать опорный конспект и коротко рассказать друг другу о каждом выписанном признаке

Итогом данной работы является план-конспект, который ученики составили самостоятельно, каждое понятие обсудили в паре. А те понятия, которые для них оказались неизвестными – они обсуждают уже со мной.

«Гибкое чтение» очень важно в данной методике, ведь учащимся нужно обработать текст, выявить только нужные моменты. В ходе метода «РЕЛЛИ РОБИН» ученики не только осваивают «гибкое чтение», но и учатся формулировать свои мысли в устной форме, совершенствуют навыки парной работы.

Если в классе есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, то ставлю их в паре с высокомотивированными детьми. В таком случае, вторые выступают в роли тьюторов и помогают ориентироваться в предложенном тексте, объясняют все непонятные моменты своему однокласснику.

Важным фактором для формирования читательской грамотности, является развитие механизмов речи.

В рамках развития данных навыков активно применяю сингапурский метод «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР» («Frayer Model»). Впервые он был придуман Дороти Фрейер и ее коллегами из Висконсинского университета. Этот метод позволяет учащимся глубоко понять и осознать изучаемое слово или понятие в концепции. Учащиеся рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.

Стандартная структура модели Фрейера очень проста.

Реализация метода Фрейера возможна как на русском языке, так и на литературе. Мы же предлагаем рассмотрение данного метода на уроке литературы в 7 классе «Двусложные и трехсложные размеры стихотворений» на этапе реализации учебной задачи.

1 этап: обязательные характеристики. На этом этапе класс делится на группы, получают определенный размер стихотворений и небольшую статью по данному размеру. Задача учащихся заключается в выявлении нужных характеристик для составления схемы. В первую очередь учащиеся прописывают «обязательные характеристики»: количество стоп, ударение, безударные стопы.

2 этап: необязательные характеристики. На этом этапе учащиеся находят те характеристики, которые на их взгляд не являются обязательными и всегда нужными. Такие как: тематика стихотворения, рифма. Это те характеристики, которые не окажут особого влияния на определение размера стихотворения.

3 этап: примеры. Учащиеся должны самостоятельно найти и привести примеры по заданному размеру.

4 этап: противоположные примеры. Задача учащихся усложняется – теперь им нужно не только найти примеры на свои размеры стихотворений, а также подобрать стихотворения с другими размерами.

Таким образом, учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, искать нужную информацию, учатся делиться имеющимися знаниями друг с другом, самостоятельно управляют своей речью, умеют ее анализировать, делать доступной и понятной для других, что является основным условием при формировании читательской грамотности.

Немаловажным фактором для формирования читательской грамотности, является речевое развитие учащихся.

В рамках развития устной и письменной речи, активно применяем метод проектов. Она включает в себя создание краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных проектов.

Рассмотрим применение данного метода на примере уроков русского языка в 5 классе на тему: «Диалекты в нашем крае».

В рамках применения метода проекта на уроке, осваивали с учащимися приемы работы с информацией, умения выявления проблем, сбора информации. Так ведётся работа над краткосрочными проектами, как правило, зарождающиеся в процессе работы по теме урока, их учащиеся выполняют самостоятельно под руководством учителя или во взаимодействии с одноклассниками, применяя различные источники информации. Процесс работы над краткосрочным проектом продолжается на внеурочной деятельности, а потом и в самостоятельной работе дома: создаются презентации и сбор языковых данных. Собрав данные о диалектах наших краёв, выяснилось, что у 3-х учащихся прабабушки являются хранителями южнорусских диалектов, что стало основой для расширения базы исследования и написания среднесрочного проекта, связанного с диалектами родного края.

В ходе данного этапа учащиеся учились ставить цели и задачи, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу и определять методы исследования, формировалось умение самостоятельно структурировать собранную информацию, обобщать. Итогом данной работы является научно-исследовательская работа. Результаты нашего труда размещены на моем личном сайте. В дальнейшем изучение диалектов будут использованы при знакомстве с творчествами И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В. Солоухина и др.

Таким образом, на данных этапах формировались как устная, так и письменная речь учащихся – одни из важных факторов при формировании читательской грамотности.

При работе над проблемой формирования читательской грамотности, нами были зафиксированы результаты предварительного и промежуточного контроля уровня сформированности читательской грамотности обучающихся. В течение определенного времени, учащимся выдавались задания на сайте РЭШ, они выполняли как отдельные, так и комплексные задания. На основе методических рекомендаций по курсу внеурочной деятельности Института стратегии развития образования Российской академии образования, выделяется 4 читательских умения. В октябре месяце была проведена проверка основных читательских умений среди пятиклассников. Были выданы задания для развития и совершенствования этих умений, в феврале проведен промежуточный контроль, где прослеживается положительная динамика в нахождении и извлечении нужной информации, интегрировании и интерпретировании информации, в оценивании содержания и формы текста, использовании информации из текста

Цель моей работы – воспитание ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; общаться в различных жизненных ситуациях и обладать компетенциями целеполагания, планирования, командного взаимодействия, коммуникации, самоорганизации и др.

Учитесь сами и учите своих учащихся! Спасибо за внимание!

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×