ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ
Сайбель Владислав Сергеевич, студент 4 курса отделения психологии и педагогики
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Аннотация: в статье рассматривается формирование представлений о материнстве и об отцовстве у старшеклассников, а также влияние семьи в качестве важнейшего фактора в процессе становления представлений о родительстве.
Материнство и отцовство с точки зрения истории имеют свой исторический путь развития; понимание того, какие роли у родителей. приходит задолго до рождения своих детей. Предлагаем рассмотреть трактовку Филипповой о развитии родительства. При традиционным укладе общества, известно, что перед вхождением юношей и девушек во взрослость существовал уже определенный опыт в уходе и воспитания детей. На сегодняшний день, можно заметить, как роль родителя осваивается без специальной подготовки. Часто можно встретить, как у молодых людей первым опытом в общении и уходе за ребенком становится рождение их ребенка. Это ведет к тому, что у пары появляется неуверенность в себе в качестве родителя и отсутствие полного понимания и представления, как устроены ребенок и родительство.
В трудах Абдуллиной можно увидеть, что дети в подростковом возрасте, несмотря на желание в будущем стать родителями, с беспокойством относятся к материнству и отцовству. Можно заметить, что в современном обществе ценность родительства падает в связи с тем, что для молодых людей приоритетным становятся карьерный рост, гедонизм и т. п. По мнению Девятых, это происходит из-за представлений у юношей и девушек: многие считают, что родительство – это преграда к профессиональному успеху,
Обращаясь к работам Абдуллиной, было выявлено, что возраст отроческий – это период сенситивный, и он направлен на создание когнитивного элемента представлений о материнстве и отцовстве; что касается ранней юности, то направлен на поведенческий элемент. Рассмотрим более подробно данные понятия. Когнитивный элемент подразумевает образ самого ребенка и образ себя в качестве будущего родителя. Он является вектором родительской деятельности, наглядно показывает на практике ее структуру. Поведенческий элемент проявляется в способах применения навыков и умений в отношении ребенка в процессе его обучения и воспитания.
Можно заметить, как в процессе преобразовании института семьи нормы, ценности, а также семейные роли претерпевают значительные изменения (Фотеева Е.В., 1990). Ключевой компонент этой трансформации – динамика представлений о семье.
Неотделимой частью «Я – концепции» личности являются представления. С самого начала человек, думая о своих планах на будущее, представляет их в своей голове, думает, воображает. И на все это оказывают значительное влияние умение человека грамотно связать свое прошлое, настоящее и будущее, и самое главное, самооценка этого человека. Для того, чтобы была наиболее благоприятная модель будущего, необходимо, чтобы была адекватная самооценка.
Исследовав и проанализиров литературу в теоретической ее части, а также используя трактовку конечных результатов теста «Круги отношений», был сделан вывод: формирование благоприятной перспективы в создании будущей семьи в голове старшеклассника находится в прямой зависимости от того, в какой семье он находился (тип отношений, стиль общенния и т.п.).
Отметим, что в потенциальном родителе формируюся базовые родительские чувства в периоде детства. Г. Розинаева считает, что с первых дней рождения ребенка он начинает познавать роль родителя, которая в свою очередь является неотделимым элементом его социализации. Это приводит к тому, что ребенок постепенно перенимает модели поведения, навыки, нормы. Соответственно, молодые люди берут в качестве примера родителей и их поведение в отношении своих детей.
В процессе становления представления о роли родителя есть этап, который заключается в том, что материнство и отцовство находятся только на теороетическом уровне. Этот уровень очень значимый для потенциального родителя. Связано это стем, что мечты, образы являются по своей сути движущей силой для формирования своего будущего. Теоретический уроень включает в себя 2 периода.
Первый период вариьируется от дня рождения до начала пебуртата, а второй – от позднего подросткого возраста до юности включительно.
Многие авторы считают, что ребенок, находясь в своей семье, перенимает от родителей стиль взаимоотношений, складывающийся между мужем и женой. Этот может стать для ребенка примером его будущих взаимоотношений в браке. Иначе говоря, от далекого детства ребенка прямо зависит его будущее.
Отношения между родителем и ребенком устанавливают у ребенка определенные модели поведения в обществе, а также влияют на становление его личности, отметим также, влияние отца и матери не является неотвратимым. Необходимо помнить, что круг общения со временем расширяется: появляются ровесники, воспитатели, учителя и т.д., которые в свою очередь оказывают свое влияние на формирование личности. Вместе с тем, это происходит в период, когда идет процесс полового созревания у ребенка. В связи с этим, юность считается одним и значимых периодов, когда происходит становление родительства.
Таким образом, отправной точкой формирования представлений о материнстве и отцовстве является опыт, полученный в родительской семье. Семья – это «модель и формы базового жизненного тренинга личности». Сложившиеся отношения между родителями и детьми могут выражаться во всем, т.е. воздействие семьи на ребенка ключевое, но также е стоит забывать, что родители могут сыграть роль в жизни ребенка как позитивно, так и негативно.
Список использованных источников
1. Баласаева, Н. В., Сырычева, Т. А. К проблеме влияния семейного воспитания на личность ребенка [Текст] /Н. В. Баласаева, Т. А. Сырычева / /Практическая психология. — 2005. — № 5. — С. 99–106.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
3. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М., 2000. — 119 с.
4. Ланцбург М.Е. Родительство в современном мире - новые тренды [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 62-66. doi:10.17759/jmfp.2016050208.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат