УДК: 159.9
КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ПОЛЬЩИКОВА НЕЛЛЯ РАФКАТОВНА
педагогический университет им. М. Акмуллы,
Уфа, Россия
nellya.polshikova@yandex.ru
Научный руководитель: Тимерьянова Лилия Николаевна,
к. п. н., доцент ВАК по кафедре психологии
ppsbgpu@mail.ru
Аннотация. Настоящая статья обращает внимание на проблему профессионального самоопределения старшеклассников. Автором подчеркивается важность формирования культуры профессионального саморазвития, профессионального целеполагания и планировании карьеры. Отмечается, что в современных образовательных учреждениях необходимо внедрение инновационных технологий, способствующих формированию профессионального самоопределения у учащихся старших классов. Одним из инструментов профессионального самоопределения и развития, по мнению автора, может стать коучинг.
Ключевые слова: коучинг, коуч-технологии, профессиональное самоопределение, старшеклассники, карьера.
Abstract. This article draws attention to the problem of professional self-determination of high school students. The author emphasizes the importance of creating a culture of professional self-development, professional goal setting and career planning. It is noted that in modern educational institutions it is necessary to introduce innovative technologies that contribute to the formation of professional self-determination among high school students. One of the tools for professional self-determination and development, according to the author, can be coaching.
Key words: coaching, coaching technologies, professional self-determination, high school students, career.
Вопрос профессионального самоопределения остается значимой проблемой современного образования. Основной фактор, объединяющий причины этой проблемы, заключается в недостатке знаний у школьников по вопросам выбора профессионального пути и жизненной ориентации. Данная проблема проявляется не только на индивидуальном, но и на глобальном уровне. Это может выражаться в недостаточной ясности представлений о собственных интересах, способностях и ценностях, что затрудняет принятие решения о выборе профессии. На глобальном уровне неопределенность и в выборе карьерного пути осложняется быстрыми изменениями в требованиях рынка труда, развитием новых технологий и профессиональных сфер.
Что касается коучинга, как средства профессионального самоопределения старшеклассников, то это понятие многогранно и может быть рассмотрено с различных позиций. С одной стороны, как вид психологической поддержки, направленной на подготовку старшеклассников к освоению профессиональных навыков и достижению успеха в установленные сроки. Во-вторых, коучинг представляет собой систему принципов и методов, способствующих развитию и раскрытию профессионального потенциала личности. Наконец, третий аспект характеризует коучинг как особый стиль взаимодействия, способствующий эффективной коммуникации и помогающий человеку осознать свои потребности, цели и возможности.
Современная система образования требует внедрения новых подходов и методов, соответствующих актуальным тенденциям и уровню жизни. Концепция модернизации российского образования предполагает придание учебному процессу более индивидуально-творческого характера. В образовательных учреждениях все более актуальными становятся программы, ориентированные на личностно-деятельностный подход, который создаёт благоприятные психологические условия для развития личности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
На наш взгляд, анализируя развитие индивидуальных особенностей учащихся, можно интегрировать в образовательный процесс метод коучинга, широко используемый в бизнес-среде. Профессиональное самоопределение является ключевым этапом в формировании личности, влияющим на все аспекты жизни индивида. Ошибки в выборе профессии могут подорвать уверенность в себе, вызвать сомнения и негативные последствия для жизненного пути. Поэтому важно дать учащимся возможность самостоятельно определять свои жизненные цели и установки. Учащиеся не всегда в состоянии самостоятельно следить за изменениями на рынке труда и соотносить свои навыки с профессиональными требованиями. В связи с чем необходимо расширять их кругозор и применять новые методики и технологии для полноценного раскрытия потенциала.
Эффективность применения коуч-технологий в контексте психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников обусловлена прежде всего необходимостью осознанного подхода к выбору профессии.
Коучинг, как метод профориентации, представляет собой искусство повышения результативности, обучения и развития личности. Коучинг базируется не на знаниях, опыте или мудрости, а на способности человека самостоятельно учиться и творчески действовать. Целью сопровождения профессионального самоопределения является развитие способности к свободному принятию решений, проектированию целей и расстановке приоритетов. К основным инструментам коучинга можно отнести: активное слушание, использование эффективных вопросов, элементы тренинга, техники НЛП и методы постановки целей, в частности модель SMART.
Рассмотрим подробнее, как могут быть применены различные инструменты коучинга к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников. Так, коуч может задавать старшеклассникам вопросы (т.н. открытые вопросы), направленные на исследование их интересов, ценностей, сильных сторон, а также на осознание их профессиональных предпочтений и возможностей.
Для моделирования успеха и образа будущего могут быть использованы техники НЛП. Старшеклассникам можно предложить представить себя в будущем в роли успешного профессионала, создать образ своей будущей карьеры, уделить внимание таким деталям, как рабочая обстановка, общение с коллегами и достижение профессиональных целей. Техники НЛП также могут быть использованы для идентификации и изменения негативных убеждений, которые могут мешать учащимся в процессе выбора профессии. Коуч, используя язык целей в общении, помогает заменить негативные убеждения на позитивные и выразить свои профессиональные желания и мечты в ясной и конкретной форме.
Чтобы помочь определить учащимся сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с выбором профессии, можно использовать SWOT-анализ. Благодаря этому инструменту, старшеклассники могут проанализировать свои навыки, умения, а также внешние факторы, которые могут повлиять на их будущую карьеру. Другим эффективным инструментом коучинга является построение колеса жизненного баланса, позволяющее оценить и осознать свои жизненные ценности и области ответственности. Учащимся предлагается нарисовать круг, разбить его на сектора (финансы, карьера, здоровье, семья, отношения, хобби) и оценить каждую сферу по десятибалльной шкале. Эта оценка помогает выявить удовлетворенность в каждой области и определить, где существуют пробелы, которые нужно учесть при выборе профессии.
Таким образом, коучинг представляет собой эффективный метод профориентации, основанный на способности личности к самообразованию и творческому действию. Существуют и другие коуч-инструменты, которые можно использовать для профессионального самоопределения: ролевые игры, тренинг, моделирование успеха, работа с убеждениями, работа с подсознанием и т.д. Все они так или иначе направлены на то, чтобы дать возможность проявиться внутренним мотивам и ценностям, повышение результативности и личностное развитие. Коучинговые технологии могут быть использованы в системе образования, позволяя начать с малых шагов и постепенно охватить все аспекты личности. В образовательной сфере коучинг может стать эффективным средством не только для профессионального самоопределения старшеклассников, но и использоваться в деятельности преподавателя, помогая им лучше понимать свои собственные потребности, ценности и убеждения. На наш взгляд, перспективность изучения коучинга как инструмента профессионального самоопределения старшеклассников обусловлена несколькими ключевыми факторами: индивидуальный подход, практическая направленность, ориентация на развитие самостоятельности и ответственного отношения. Коучинговые техники могут быть интегрованы в образовательный процесс через индивидуальные и групповые сессии, тренинги и семинары, что делает их доступными и эффективными инструментами в руках преподавателей и школьных психологов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абу-Талеб Д.В. Коучинг как инструмент развития личности учащегося в интегральном образовании // Universum: психология и образование.
–
2021.
–
№ 7 (85).
–
С. 28-35.
Бадак Б.А., Долгополова О.Б. Использование «коучинг»-технологии в образовательном процессе современной высшей школы //
T
heoria.
–
2022.
–
№ 4.
–
С. 14-25.
Дмитриева Е.Н. Возможности использования методов и приемов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов / Е.Н. Дмитриева Н.А. Тренькаева // Вестник Томского гос. ун-та (сер.: Философия. Социология. Политология). – 2008. – № 3. – С. 25–29.
Коваленко Н.В., Дьячков В.А. Коучинг-технологии как средство личностно-профессионального развития педагога // Проблемы современного педагогического образования.
–
2021.
–
№ 71-1.
–
С. 168-172.
Панкратова И.А. Коучинг социального успеха школьников // Мир науки. Педагогика и психология.
–
2017.
–
№ 6.
–
С. 1-9.
Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Профессиональная ориентация. – 2007. – № 4. – С. 45-49.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат