УДК: 159.9
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
ШАГИМАРДАНОВА ЛИЛИЯ РАФАИЛОВНА
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,
Уфа, Россия
shagimardanoval@yandex.ru
Научный руководитель: Тимерьянова Лилия Николаевна,
к.п.н., доцент ВАК по кафедре психологии,
ppsbgpu@mail.ru
Аннотация. Настоящая статья обращает внимание на проблему коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся дети с различными нарушениями, слуховыми, зрительными, речевыми, двигательными, а также умственной отсталостью и задержкой психического развития, при этом наличие инвалидности необязательно. Автором рассматриваются факторы, влияющие на формирование коммуникативной компетентности у данной категории детей, приводятся рекомендации по оптимизации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с целью эффективного развития коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, ограниченные возможности здоровья, младший школьный возраст, психолого-педагогическое сопровождение, межличностные связи.
Abstract. This article draws attention to the problem of communication skills of children of primary school age with disabilities. This category includes children with various disabilities, auditory, visual, speech, motor, as well as mental retardation and mental retardation, although the presence of a disability is not necessary. The author examines the factors influencing the formation of communicative competence in this category of children, and provides recommendations for optimizing the psychological and pedagogical support of children with disabilities in order to effectively develop communication skills at primary school age.
Key words: communication skills, disabilities, primary school age, psychological and pedagogical support, interpersonal connections.
На сегодняшний день с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) становится все более актуальной проблема их воспитания, обучения и социализации в младшем школьном возрасте. Дети с ОВЗ представляют собой группу, нуждающуюся в специфических образовательных условиях, обусловленных их уникальными физическими и психологическими особенностями. К данной категории относятся дети с различными нарушениями, слуховыми, зрительными, речевыми, двигательными, а также умственной отсталостью и задержкой психического развития, при этом наличие инвалидности необязательно. Дети с ОВЗ нуждаются в специализированных педагогических подходах и адаптированных образовательных программах, которые могут эффективно учитывать их особые потребности и способствовать их полноценному развитию и социализации.
Период младшего школьного возраста является ключевым этапом для формирования межличностных дружеских связей среди сверстников, что представляет одну из основных задач их развития. Однако для детей с ОВЗ процесс выбора друзей и формирования товарищеских отношений представляет значительные трудности. Вопрос их социального статуса в группе сверстников остается остро актуальным. Несмотря на многолетнее подробное изучение проблемы взаимоотношений детей с ОВЗ и их сверстников, важность этой темы продолжает оставаться чрезвычайно высокой. Одним из ключевых препятствий для детей с ОВЗ является негативное отношение окружающих. При выходе в социум дети с ОВЗ нередко сталкиваются с препятствиями, к которым они не были подготовлены, что затрудняет их адаптацию к новым условиям. Эти сложности ведут к частым случаям недоброжелательности и настороженности со стороны окружающих, что воспринимается детьми с ОВЗ крайне негативно и болезненно и накладывает отпечаток на их социализацию.
Взаимодействие здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательной системы остается серьезной проблемой. Несмотря на общую сплоченность и дружелюбие среди младших школьников, дети с ОВЗ часто оказываются изолированными от основной группы сверстников. На этом этапе развития дети стремятся к признанию и уважению среди ровесников, и их взаимоотношения строятся на симпатиях, антипатиях и взаимной оценке. Активный обмен знаниями и интересами между детьми способствует их социальной адаптации, причем важную роль играет эмоциональная насыщенность таких взаимодействий.
Для детей с ОВЗ процесс интеграции в коллектив сверстников и стремление к самоутверждению тесно связаны с развитием их личности. Однако здоровые дети нередко проявляют жалость, отвержение или даже агрессию по отношению к детям с ОВЗ, что может негативно сказываться на самооценке и личностном развитии последних. Существенным фактором, усложняющим ситуацию, является отрицательное отношение родителей здоровых детей к присутствию ребенка с ОВЗ в классе, а также неготовность учителей к эффективной интеграции таких детей в образовательный процесс.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает развитие навыков межличностного взаимодействия, которое оказывает значительное влияние на их социальную адаптацию. Отклонения в развитии речи могут привести к нарушениям в коммуникативном поведении, выражающимся в неадекватном использовании языковых и невербальных средств общения, а также в сложностях в установлении и поддержании контактов с окружающими. Трудности в выражении своих мыслей и эмоций, часто характерные для детей с ОВЗ, могут создать барьеры в их взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ограниченная мобильность и ограниченное число контактов могут осложнить процесс их интеграции в общество.
Трудности коммуникативных навыков у детей с ОВЗ могут проявляться не только в недостаточно адекватном использовании вербальных и невербальных средств общения, но и в других аспектах коммуникативной функции. Так, дети с ОВЗ часто испытывают затруднения в установлении и поддержании внимания собеседника, а также в интерпретации и адекватной реакции на невербальные сигналы и эмоциональное состояние окружающих. У них могут быть проблемы с пониманием и использованием социальных норм и правил общения, что может приводить к недопониманиям и конфликтам в социальных ситуациях. Дети с ОВЗ могут испытывать затруднения в развитии и использовании метакоммуникативных навыков, то есть способности к рефлексии и анализу собственного коммуникативного поведения и взаимодействия с другими людьми.
Другая распространенная проблема заключается в ограниченности способности к взаимодействию с окружающими из-за физических ограничений или наличия медицинских приспособлений. Например, дети с моторными нарушениями могут испытывать трудности в выполнении движений, необходимых для активного участия в коммуникативных ситуациях (при жестикуляции или поддержании зрительного контакта). Такие дети часто избегают контакта со сверстниками, проявляют агрессивное поведение и не проявляют интереса к мнению и желаниям других.
Если мы обратимся к факторам, влияющим на формирование коммуникативной компетентности у данной категории детей, то, на наш взгляд, ключевыми являются следующие: характер и степень ОВЗ; наличие поддержки близкого окружения; индивидуальные особенности; возможность регулярных тренировок и практики. Так, главным образом вид и тяжесть заболевания определяют, какие коммуникативные навыки могут быть затронуты. Например, дети с двигательными нарушениями могут иметь трудности с невербальной коммуникацией из-за ограничений в движениях, в то время как дети с аутизмом могут испытывать трудности с социальной коммуникацией и эмпатией. Однако включение детей с ОВЗ в общественную жизнь и общение с другими детьми способствует развитию их коммуникативных навыков.
На наш взгляд, эффективным средством развития социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ может стать игра. Посредством игровой деятельности дети учатся выражать свои мысли и чувства, а также находить решения в конфликтных ситуациях. Важным аспектом такого подхода является применение демократического стиля общения, который способствует равноправному взаимодействию взрослых и детей в игровой среде. Разнообразные игровые упражнения, направленные на расширение лексического запаса и развитие способности выражать свои мысли и чувства, способствуют активизации средств коммуникации и формированию коммуникативных навыков. А, к примеру, игры, предполагающие отражение эмоций и разыгрывание житейских сюжетов, не только способствуют развитию социальных навыков, но и укрепляют умение эмпатии и адекватной реакции на эмоциональные ситуации.
Другим важным направлением, на наш взгляд, является приобщение детей к народной культуре и развитие их через декоративно-прикладное творчество. Такие занятия обладают высокой привлекательностью для детей с ОВЗ, благодаря их наглядности и возможности непосредственного участия в творческом процессе. Различные игровые методики, сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки и беседы, также играют значимую роль в развитии коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями. К примеру, упражнение «Интервью» способствует развитию у детей умения задавать вопросы и отвечать на них. Дидактические игры, такие как «Закончи предложение» и «Не поделили игрушку», направлены на формирование уверенности в себе и способности находить компромиссы в конфликтных ситуациях. Так, во процессе игры «Не поделили игрушку», педагог (психолог) предоставляет детям возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, что способствует развитию навыков сотрудничества и управления эмоциями.
В ходе сюжетно-ролевых игр дети учатся взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь, проявлять чувство коллективизма и ответственности. Одним из ключевых моментов в проведении таких игр является имитация взрослой деятельности и межличностных отношений, например, в играх «Больница», «Парикмахерская», «Школа». Проведение подобных игр требует предварительной подготовки детей, формирования представлений о профессиях и поиск необходимых атрибутов. Основная задача игры заключается в том, чтобы дети могли вжиться в роли и подчинять свои действия требованиям этой роли. Предшествовать проведению сюжетно-ролевых игр может наблюдение за соответствующей деятельностью взрослых. После завершения игры проводится обсуждение, в ходе которого дети обмениваются впечатлениями и описывают свои роли и действия. Такой подход, как нам видится, способствует развитию разговорной речи у детей, расширяет их словарный запас и формирует культуру общения, а также интерес к различным сферам жизни и профессиям.
Таким образом, на сегодняшний день проблема полноценного включения детей с ОВЗ в процесс образования и взаимодействия со сверстниками является одной из важнейших психолого-педагогических задач. Основная проблема детей с ОВЗ заключается в трудностях установления и поддержания связи с внешним миром, ограниченности контактов и общения. Для эффективного сопровождения детей с ОВЗ необходимо учитывать не только их индивидуальные потребности в развитии коммуникативных навыков, но и создать условия для расширения их социального круга общения. На наш взгляд, эффективным инструментом для формирования коммуникативных навыков могут стать игры, способствующие развитию коммуникативной функции речи, обогащению словарного запаса и формированию культуры общения у детей, а также помогающие им научиться адекватно вести себя в социальных ситуациях и находить взаимовыгодные решения. Кроме того, важно обеспечить доступ детей с ОВЗ к разнообразным образовательным и культурным достижениям. Это требует не только поддержки в школьном окружении, но и создания социальных программ и услуг, направленных на инклюзию и поддержку данной категории детей. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на разработку более эффективных методов работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Альборова Н.Б., Ногерова M.T., Таукенова Л.М. Особенности коммуникативной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования // ИСОМ.
–
2021.
–
№ 4.
–
С. 113-124.
Георгиева А.В. Особенности общения слабовидящих детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования // Вестник науки.
–
2023.
–
№ 6 (63).
–
С. 309-314.
Дуда И.В. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в условиях инклюзивного образования: аксиологический аспект // БГЖ.
–
2020.
–
№ 2 (31).
–
С. 74-78.
Кротова И.В. Метод интервьюирования в обогащении словаря у детей 6-7 лет с ОНР // Логопед. – 2010. – № 7. – С. 6-23.
Симкин М.Л., Курганова Л.В., Фомина Ж.В. Купирование негативных эмоций младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки.
–
2021.
–
№ 1 (17).
–
С. 32-43.
Сорокоумова Г.В. Развитие коммуникативных компетенций и уверенности в себе детей и подростков с ОВЗ // Гуманизация образования.
–
2019.
–
№ 6.
–
С. 99-109.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат