В.А. Зоркина, Е.В. Кондрашина
Сказочное ассорти
цикл коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой готовности с элементами сказкотерапии для детей 5-7 лет с ЗПР
Методическая разработка
г. Якутск, 2023
1. Пояснительная записка
В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляется интенсивная работа с дошкольником, подразумевающая формирование у него психологической готовности к обучению в школе, которая включает в себя следующие основные компоненты – психомоторную, социально-психологическую, мотивационную, личностную, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность. Последний показатель, как отмечают исследователи А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. И. Божович, Е.Е. Кравцова, В. С. Мухина и др, представлен такими качествами как способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением, умение сочувствовать и сопереживать, положительное отношение к учебной деятельности, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Каждый из обозначенных элементов является важным в подготовке старшего дошкольника к школьному обучению, однако именно эмоционально-волевая готовность характеризует умение ребенка управлять и контролировать свои эмоции и поведение, что определяет успешность его обучения в школе. Эмоционально-волевая готовность в общем виде предоставляет собой развитую на высоком уровне произвольную регуляцию эмоциональных состояний и поведения.
Проблема подготовки детей с ЗПР к школе в педагогике и психологии является столь же актуальной, как проблема всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Переход к обучению в школе – психологически и эмоционально сложный период для каждого дошкольника. В старшем дошкольном возрасте дети с ЗПР характеризуются более низкой способностью к обучению, также у них наблюдается импульсивность, сложность в формировании эмоциональных реакций, общая эмоциональная нестабильность и сниженная интеллектуальная активность.
В условиях современного образования, требующего от каждого ребенка проявления высокой степени самостоятельности и активности, сосредоточенного выполнения разнообразных видов учебной деятельности, особую значимость приобретают эмоциональные и волевые качества личности. Однако эмоционально-волевой готовности дошкольников с ЗПР к школьному обучению и инструменты ее диагностики в изученной нами литературе разработаны недостаточно. В связи с этим, на настоящий момент актуальным остается разработка рекомендаций и коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие эмоционально-волевой готовности к школе дошкольников с ЗПР, что и определило актуальность создания цикла коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой готовности с элементами сказкотерапии для детей 5-7 лет с ЗПР «Сказочное ассорти».
Сказка играет большую роль в коррекции эмоционально-волевой сферы детей. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки. Задания к сказке помогают развивать эмоционально-волевую сферу у детей с ЗПР. Роль сказкотерапии в формировании эмоционально-волевой готовности заключается в том, что она помогает детям развить саморегуляцию, осознание собственных эмоций и волевых возможностей, а также научиться принимать осознанные и ответственные решения.
Цель программы «Сказочное ассорти»: формирование эмоционально-волевой готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школе.
Задачи.
- учить различать эмоции других, управлять своими эмоциями и поведением;
- снижать уровень импульсивности ребенка, эмоционального напряжения и формировать умения контролировать своё поведение;
- развивать произвольность, усидчивость;
- учить осознанному самоконтролю в ходе «волевых действий».
Принципы и подходы к коррекционно-развивающей работе по реализации цикла занятий «Сказочное ассорти»:
Принцип научности заключается в том, что научный характер знаний, которые преподносятся детям, адаптируются с учетом их познавательных возможностей и носят элементарный характер.
Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей с ЗПР, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Занятия строятся с опорой на «зону ближайшего развития», что предполагает выбор содержания материала посильной трудности.
Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение строится от простого к сложному, кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка с ЗПР целостную картину мира.
Принцип наглядности предполагает организацию занятия с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений. На занятиях используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т. д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы).
Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность), так и типологические особенности, свойственные дошкольникам с ЗПР.
Планируемые результаты освоения программы цикла занятий «Сказочное ассорти». Дошкольники научатся:
- различать эмоции других;
- выражать свои эмоции социально приемлемым способом;
- целенаправленно выполнять действия по словесной инструкции педагога;
- учитывать в своей работе заданную систему требований, сознательно подчинять свои действия правилу, планировать и контролировать свои действия;
- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения;
- работать в коллективе, сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Способы проверки планируемых результатов
- первичная и повторная психодиагностика;
- беседа;
- оценка продуктов творческой деятельности детей;
-. наблюдение.
2.Содержательный раздел
2.1. Модель эмоционально-волевой готовности детей с ЗПР к школе
На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирических исследований нами была разработана модель эмоционально-волевой готовности старшего дошкольника с задержкой психического развития к школе.
Эмоционально-волевая готовность включает в себя две составляющие:
Эмоциональная готовность, которая
определяется:
- умением различать эмоции других;
-умением управлять своими эмоциями и поведением;
- низким уровнем импульсивности.
2. Волевая готовность определяется:
-высоким уровнем произвольности;
- волевой активностью при выполнении заданий;
- усидчивостью (как положительное нравственно-волевое качество личности, выражающееся как способность проявлять терпение и выполнять нудную, тонкую и долгую работу, сидя на одном месте, с полным погружением в решение поставленной задачи).
Для выявления уровня эмоционально-волевой готовности мы определили ее составляющие, критерии и показатели и подобрали методики (диагностические задания), представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Составляющие эмоционально-волевой готовности
Критерии
Показатели
Диагностики
Уровень развития эмоциональной сферы
способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости
- различать эмоции других
- управлять
своими эмоциями и поведением
- низкий уровень импульсивности
Цветовой тест М. Люшера
Цель: определение эмоционального состояния
Графическая методика: «Кактус» (Автор: М.А. Панфилова)
Цель: выявление импульсивности, ее направленности и интенсивности.
Уровень развития волевой сферы
волевое поведение
-усидчивость
-волевая активность при выполнении задания
-достаточный уровень произвольности
Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконин
Цель: самостоятельно действовать по указанию взрослого
Методика «Да и Нет»
модификация Н.И. Гуткиной
Цель: выявление уровня умения действовать по правилу
Методика изучения борьбы мотивов Н.А. Цыркун.
Цель: установление степени волевой активности при выполнении задания
Уровень развития эмоциональной сферы
Критерием развития эмоциональной сферы дошкольников выступает способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости у ребенка, которая определяется по следующим показателям:
Показатель: Различать эмоции других
Высокий уровень: Ребенок имеет четкие, обобщенные представления о таких эмоциях, как радость, страх, гнев, удивление, грусть; легко узнает их на наглядном материале и может самостоятельно назвать; способен описывать не только свое эмоциональное состояние, настроение, но и понимать эмоции и чувства окружающих.
Средний: Ребенок имеет общие представления об эмоциональных состояниях «радость», «страх», «гнев», «удивление», «грусть»; он с незначительной помощью взрослого узнает эмоциональные состояния на наглядном материале и словесно их обозначает (называет); может реагировать на эмоциональные состояния окружающих (но нюансов этих переживаний не замечает).
Низкий: Ребенок распознает только базовые эмоции (радость, гнев), затрудняясь при этом в их словесном обозначении; такие эмоциональные состояния, как грусть, удивление, страх назвать не может; на эмоциональные состояния окружающих ребенок не реагирует.
Показатель: Управлять своими эмоциями и поведением
Высокий уровень: Развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели.
Средний: недостаточное развитие управления своими чувствами и эмоциями, позитивного мышления, которое характеризуется единством позитивных эмоций.
Низкий: Низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.
- Показатель: Уровень импульсивности
Высокий: Ребенок не имеет устойчивый интерес, и он увлекается то одним, то другим.
Средний: Ребенок с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности.
Низкий: Ребенок целенаправлен, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели, стремится доводить начатое дело до конца.
Уровень развития волевой сферы
Критерием развития волевой сферы дошкольников выступает уровень сформированности волевого поведения ребенка, который определяется по следующим показателям:
Показатель: Усидчивость
Высокий уровень: всегда выполняет начатое дело до конца и не бросает его на полпути.
Средний: недостаточный уровень внимания ребенка, может отвлекаться
Низкий: ребенок не может долго сидеть и заниматься одним делом. Часто он бросает свои занятия, так и не доделав их до конца.
Показатель: Волевая активность при выполнении задания
Высокий уровень: ребенок сосредотачивается и контролирует своё внимание, силы и энергию, чтобы добиться результата в своей деятельности
Средний: ребенок недостаточно контролирует свои действия
Низкий: у ребенка отсутствует желание продолжать выполнение задания, переключается на другую деятельность
- Показатель: уровень произвольности
Высокий уровень: проявление познавательной активности, сдерживание непосредственных импульсивных движений во время занятия, удерживание инструкции педагога, самостоятельное планирование деятельности;
Средний: снижение работоспособности детей к концу занятия, опосредованние собственных действий наглядным образом, сдерживание непосредственных движений в ситуации интересующей деятельности большую часть занятия;
Низкий: частые отвлечения от темы занятия, непринятие учебной задачи, низкая познавательная активность, импульсивное поведение.
2.2. Основные направления деятельности, формы и методы работы.
Программа построена таким образом, чтобы на занятиях на материале одной сказки решаются поставленные педагогом задачи, прорабатываются ситуации, с которыми сталкивается ребенок в общении с взрослыми, сверстниками, в детском саду, дома. Также в каждое занятие включаются задания на развитие усидчивости, произвольности, самоконтроля, психогимнастические упражнения. Вся сюжетная линия занятия выстраивается через сюжет сказки.
Основными направлениями работы по формированию эмоционально-волевой готовности являются:
расширение знаний об эмоциональных состояниях и проявлениях;
развитие умений управлять своими эмоциями и поведением и различать чужие эмоции;
формирование мотивации к выражению собственных эмоциональных состояний социально-приемлемым способом;
развитие усидчивости, волевой активности и произвольности поведения при выполнении заданий;
формирование социально-позитивных навыков поведения в различных ситуациях.
Основными условиями использования метода сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой готовности к школе дошкольников с ЗПР являются:
- включение предварительного этапа работы с произведениями, направленного на подготовку детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинок и др.).
- ознакомление детей с простыми для понимания произведениями (сказками), содержащими школьную тематику;
- присутствие в произведениях знакомых детям персонажей с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными;
- включение в работу с произведением отдельных элементов психогимнастики.
Содержание занятий позволяют одновременно решать, как психодиагностические задачи, так и задачи коррекции и развития эмоциональной и волевой сферы ребенка. Темы занятий не только тесно связаны между собой, но их содержание постоянно перекликается. Поэтому педагог может варьировать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.
2.3. Тематическое планирование.
№
Направление работы
Тема занятия
Количество часов
1
- расширение знаний об эмоциональных состояниях и проявлениях;
- формирование социально-позитивных навыков поведения в различных ситуациях
«Лягушка – путешественница», В.М. Гаршин
2
2
«Волк и лиса», якутская народная сказка
1
3
«Ёжик и море», Х.К. Андерсен
1
4
«Аленький цветочек», С.Т. Аксаков
1
5
«Хвастливая лягушка», якутская народная сказка
1
6
«Война грибов с ягодами», В.И. Даль
1
7
«Старуха Таал-Таал», якутская народная сказка
1
8
- развитие умений управлять своими эмоциями и поведением, различать чужие эмоции;
- формирование социально-позитивных навыков поведения в различных ситуациях
«Двенадцать месяцев», С.Я. Маршак
1
9
«Мороз Иванович», В. Одоевский
1
10
«Старуха Хабарата и Алаа Монгус», якутская народная сказка
1
11
«Снегурочка», русская народная сказка
1
12
«Почему зима длиннее, а лето короче», якутская народная сказка
1
13
«Цветик – семицветик», В. Катаев
2
14
«Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», С.Г. Козлов
1
15
- формирование мотивации к выражению собственных эмоциональных состояний социально-приемлемым способом;
- формирование социально-позитивных навыков поведения в различных ситуациях
«Лошадь и олень», якутская народная сказка
1
16
«Мышонок и Оленёнок», якутская народная сказка
1
17
«Гуси-лебеди», А.М. Ремизов
1
18
«Гусь и журавль», якутская народная сказка
1
19
«Гадкий утенок», Х.К. Андерсен
2
20
«Лягушка и ворона», якутская народная сказка
1
21
«Дюймовочка», Х. К. Андерсен
1
22
- развитие усидчивости, волевой активности и произвольности поведения при выполнении заданий;
- формирование социально-позитивных навыков поведения в различных ситуациях
«Старуха Бяйбярикян с пятью коровами», якутская народная сказка
2
23
«Как муравьишка домой спешил», В.В. Бианки
2
24
«Лисичкин хлеб», М. Пришвин
1
25
«Прыгающий домик», М.С. Пляцковский
1
26
«Клякса», Н.Н. Носов
1
27
«Как ежик Буль боялся идти в школу», О. Авдеева
1
28
«Филиппок», Л.Н. Толстой
2
3. Организационный раздел
3.1 Организация коррекционно-образовательного процесса
Тип программы: коррекционно-развивающая.
Целевая аудитория: дошкольники с ЗПР в возрасте от 5 до 7 лет. Численность детей в группе: от 5 до 7 детей.
Срок реализации программы: 34 занятий.
Время занятия: 25-30 минут
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня один раз в неделю.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Предварительный этап (проводиться вне занятия), на котором проводится работа с произведениями, направленная на подготовку детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинок, чтение, сказки, просмотр фильма, мультфильма по сюжету сказки и др.).
2. Организационный этап, на котором с целью создания эмоционального настроя в группе проводятся психогимнастические упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
3. Мотивационный этап содержит сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, знакомство с героем сказки;
4. Практический этап представляет собой непосредственно коррекционно-развивающую работу с использованием сказкотерапевтических методов и приемов. Схема размышления над сказками и их обсуждение включает следующие направления: показать основную тему и линию героев сказки, отношение героев к окружающему миру и к себе, научить детей способам преодоления трудностей, раскрыть актуализированные чувства, продемонстрировать образы и символы в сказках. Особенно важно в работе с детьми с ЗПР выявляемые сказочные смыслы в процессе обсуждения связывать с реальными жизненными ситуациями.
5. Рефлексивный этап содержит обобщение полученных знаний и подведение итогов занятия.
3.2. Методические пособия для реализации программы «Сказочное ассорти»:
Набор «Пальчиковые фигурки»
Игрушки
Набор карточек с изображением настроений
Настольная игра «Зоопарк настроений»
Пособие «Чей хвостик»
Набор «Разрезные картинки»
Мягкие вкладыши «Геометрические фигуры»
Игра настольно-печатная «Семья»
Игра «Части и целое»
Игра «Что из чего сделано»
Игра «Свойства»
Игра «Формы»
Игра «Признаки»
Пособие «Найди, что не подходит»
Набор картинок-лабиринтов
Карточки с изображением диких животных
Карточки с изображением деревьев
Набор карточек с цифрами
Набор карточек с изображением животных, птиц, фруктов
Настольная игра «Почемучка 1, 2, 3»
Развивающая игра на развитие мышления «Формы»
Пазлы крупные
Настольная игра «Подбери предмет» (наложенные изображения)
Пособие «Круглый год»
Набор «Последовательные картинки»
Набор каточек «Найди отличия»
Набор каточек «Что лишнее»
Игра «Профессии»
Счетные палочки и образцы
Карточки с названиями месяцев года и дней недели
Игра-карточки «Что изменилось»
Игра «Развиваем логику»
Пособие «Найди заплатку»
Игра «Размышляйка»
Настольная игра «Почемучка 4»
Пазлы мелкие
Пособие «Найди пары»
4. Список литературы
50 исцеляющих сказок от 33 капризов / под ред. Ирины
Маниченко
. - Челябинск: Мамины
Сказки :
Бэби Эксперт, 2009 (Самара : Самарский Дом печати). - 239 с.
Варнавская
, С.В. Сказкотерапия: сборник авторских сказок с методическими рекомендациями / С. В.
Варнавская
. - Санкт-
Петербург :
Астерион
, 2011. – 35 с.;
Волшебный сундучок [Текст]: [сборник сказок с методическими рекомендациями: 0+] / [сост.: Ю. Б.
Плешевеня
и др.]. - Норильск: Апекс, 2015. - 64 с.:
цв
. ил.; 30 см. - (Мир новых возможностей)
Демидюк
, А. Терапевтические сказки о Мышонке
Пиппи
/ Анна
Демидюк
;
[иллюстратор - Эльмира
Галяутдинова
]. -
Москва :
Маска, 2020. - 100 с.;
Зинкевич
-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству [Текст]: (Теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых ищущих родителей, психологов, дефектологов и методистов / Т.
Зинкевич
-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 1998. - 349 с.: ил.; 20 см. - (Ребенок и взрослый XXI в.).;
Зинкевич
-Евстигнеева, Т.Д., Основы сказкотерапии / Т.Д.
Зинкевич
-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006 (ППП Тип. Наука). - 170, [1] с.: ил.; 19 см. - (Технологии института сказкотерапии).;
Капская, А.Ю., Подарки фей: развивающая сказкотерапия для детей / А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик. - Санкт-Петербург: Речь, 2006 (СПб.: Типография "Наука" РАН). - 94, [1] с.: ил.;
Ломакина, Г.Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем / Г. Ломакина. - Москва:
Центрполиграф
, 2010. – 157 с.;
Нененко, Т.И. Самое приятное лекарство от самых неприятных
проблем :
терапевтические сказки "сказочной мамы" / Татьяна Нененко ; художники: Т. С.
Богомягких
[и др.]. -
Обнинск :
Титул,
cop
. 2022. - 108, [3] с.
Самое приятное лекарство от самых неприятных проблем: терапевтические сказки "сказочной мамы" / Татьяна Нененко; художники: Т. С.
Богомягких
[и др.]. - Обнинск: Титул,
cop
. 2022. – 108 с.
Стишенок
, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем / И.В.
Стишенок
. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. - 140
с. :
ил.;
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат