Заикание. Причины возникновения.
Что вызывает у детей заикание? Причины могут быть разные: - в период развития фразовой речи (от2-х до 5 –ти лет) как результат недостаточно сформированного речевого механизма ребёнка. Появившиеся запинки могут закрепиться в речи, и далее возникает заикание; - частые и тяжело протекающие заболевания, ослабляющие организм ребёнка; - ребёнок может родиться с ослабленной нервной системой. Это может быть при неблагоприятно протекающей беременности, патологических родах, при неблагоприятной наследственности; - заикание проявляется в результате неправильного воспитания. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей, внезапные переходы от ласки к ругани, запугивания, наказания. Такие неправильные приёмы воспитания служат постоянными психическими травмами и как результат – заикание;
- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая невнятная речь родителей; - перегруз детей младшего возраста речевым материалом. Например, только ребёнок овладел фразовой речью, родители активно начинают его развивать, разучивая с ним стихи, сказки, песни, часто водят его в музей, театры, кинотеатры, явно перегружая малыша различного рода информацией, нередко малодоступной детскому пониманию; - подражание заикающимся. Он подражает только лицам, к которым испытывает сильное влечение, или копирует действия, которые его привлекают (родители, старшие братья и сёстры); - переучивание леворукости; - В «здоровых» в социальном отношении семьях, допускаются серьёзные педагогические просчёты, связанные с завышенными требованиями, предъявляемыми детям уже в раннем возрасте. В наше время считается очень престижным, когда ребёнок занимается иностранными языками, посещает бассейн, музыкальные занятия и т.п. Родители постоянно внушают своим детям, что нельзя бездельничать, нужно заниматься полезными делами, подготавливая себя к «взрослой» жизни, в которой необходимо занять достойное место. И послушные дети с усердием занимаются «делом». В подобной системе воспитания родители, предусмотрели все до мелочей и спортивные занятия в секциях, которые должны были бы уравновесить интеллектуальные нагрузки. Но дети лишаются детства, превращаются в маленьких взрослых, постепенно приобретают гиперсоциальные черты характера (я – первый), в дальнейшем нагрузки те же, а успешность и работоспособность снижаются. И вступает в действие механизм «порочного круга». Утомление постепенно накапливается. Может ухудшиться сон, появляются раздражительность, плаксивость, неуверенность в своих силах, т.е. возникают первые симптомы неврастении, которая представляет собой хорошо «удобренную» почву для возникновения и развития заикания. Прогноз преодоления заикания зависит, от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психологических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Менее эффективно и успешно устранения заикания, которое возникло вследствие запоздалого развития речи, подражания родителям. Из детей дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления. Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий. Комплексное воздействие на заикающегося состоит из таких направлений. 1.Медицинское воздействие (невролог, физиотерапевт, массажист). 2.Психолого-педагогическое (логопед, психолог, педагоги ОУ, родители). При отсутствии своевременной помощи со стороны родителей, педагогов, медиков у большинства заикающихся детей речевые проблемы осложняются. Чаще всего такие люди малообщительны, с комплексами, неуверенностью в себе. Если такому человеку во время не оказать помощь, он не сможет реализоваться как личность.
Литература:
1.Селивёрстов В.И., Парамонова Л.Г. Логопедия. Методическое наследие. Нарушение темпа и ритма речи. – М ., «Владос», 2003.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат