Проблемы организации проектной деятельности в школе
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его спосо6ным
развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
В практику учителей нашей школы метод проектов вошел давно, он выступает и как технология, и как элемент содержания образования. Но несмотря на то, что педагоги все чаще обращались к проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности, многие из них отмечали, что в большинстве случаев проектная деятельность обучающихся не вполне самостоятельна.
По наблюдениям руководителей проектных и исследовательских работ многие обучающиеся не умели самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать свою деятельность и формулировать цели. Несмотря на постоянное погружение в информационную среду и умение успешно осуществлять поиск информации, школьники испытывали проблемы с ее анализом, предоставлением результатов исследования, осуществлением рефлексии. Одной из причин данных проблем было то, что не все школьники были обучены проектной и исследовательской деятельности. В большинстве случаев они пользовались предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности. В то же время федеральный государственный стандарт основного общего образования при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования требует учитывать сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Это означает, что формирование умений проектной деятельности является важной задачей для учителей основной, средней и начальной школы. Достижение метапредметных результатов и выполнение требований, предъявляемых к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности невозможно без целенаправленной работы всего педагогического коллектива. Начиная с начальных классов, дети нашей школы посещают курс «Я – исследователь», где знакомятся с основами работы в коллективе и методикой проведения исследования. Результаты работы представляются как выполнение индивидуальных творческих заданий на уроках, через участие в школьных, районных и региональных конференциях. Курс позволяет обучающимся осознать взаимосвязь предметных знаний, понять универсальность ряда учебных действий, способствует развитию регулятивных и коммуникативных характеристик школьника. Результатом является обязательная защита проектов в рамках промежуточной аттестации в 5-11 классах.
Необходимо:
1. Научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению в младшем школьном возрасте (сталкиваемся с проблемой - не желание обучающихся мыслить самостоятельно). Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы (проблема не в знаниях, а не в умении их связать!) Принимать самостоятельные аргументированные решения (не умение обучающимися сформулировать аргументы). Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли (проблема разобщённости в классе).
2. Рассмотрим учебный проект с точки зрения учителя и обучающегося. Учебный проект с точки зрения обучающегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Учитель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у обучающихся. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор.
Несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения в практической деятельности учителя из-за недостаточно разработанной и систематизированной методической базы.
Из-за того, что работа над проектом обширна и кропотлива, она занимает много времени и у учителя, и у детей. Возникает проблема перегрузки обучающихся, возрастает нагрузка на учителя.
Проекты не должны быть длительны, школьники работу начинают с интересом и желанием. Но сталкиваясь с трудностями, а это, например, большой объём информации, которую нужно найти, изучить, проанализировать, систематизировать, возможно, провести исследование, могут потерять интерес и бросить работу над проектом. Тогда учителю приходится использовать различные приемы, даже превратиться в ментора, который диктует свое мнение, что, безусловно, нельзя допускать.
Или он вынужден взвалить на себя основную часть работы, оставив детям лишь самый минимум.
Детям не всегда хватает умений и навыков работы с компьютером. И опять учитель берет на себя эту функцию. Поэтому, к сожалению, неудивительно игнорирование данного метода некоторыми педагогами.
Следующим этапом должно стать выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта. Осложняет ситуацию доступность любых сведений в Интернете. Очевидно, что подобные задания приводят не к формированию новых компетенций, а к накоплению знаний, которые не способствуют развитию личности школьника, не делают его учебную деятельность более осмысленной. Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу обучающихся.
Итак, нами отмечены следующие проблемы и трудности в организации проектной деятельности школьников:
1) недостаточное количество методической и учебной литературы для учителя и обучающегося;
2) необходимость обеспечения единства проектной деятельности и системы обучения в школе;
3) корректное использование источников информации;
4) необходимость обучения школьников пониманию прочитанного;
5) соблюдение требований к выбору темы проектного задания.
Материалы для диагностики обучающихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)
Анкета
Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат