СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Манишина Наталья Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Большекнышинская СОШ, с. Большие Кныши
Аннотация. В статье рассматривается важность обучения финансовой грамотности в начальной школе в контексте быстрого технологического развития и изменения экономической среды. Статья также описывает определение финансовой грамотности, представленное в материалах международного сравнительного исследования PISA, а также выделяет требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в этой области.
Ключевые слова: финансовая грамотность, начальная школа, современные методы обучения.
В условиях быстрого технологического развития и изменения экономической среды, необходимо, чтобы дети уже на этапе начальной школы осваивали базовые навыки управления финансами. Однако традиционные методы обучения не всегда способны эффективно передать знания о финансах и формировании здоровых финансовых привычек.
С появлением новых технологий и инновационных подходов к образованию, возникают также новые методы обучения финансовой грамотности в начальной школе. В данной статье мы рассмотрим некоторые из них, которые позволяют детям не только получить знания о финансах, но и научиться применять их в реальной жизни.
Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах международного сравнительного исследования PISA: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит целый ряд требований к образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов финансовой грамотности.
Обучение основам финансовой грамотности в начальной школе помогает детям понять значение денег, правила бюджетирования, планирования и управления финансами. Эти навыки включают умение отличать между нуждами и желаниями, понимать основные виды доходов и расходов, а также умение сохранять и инвестировать деньги.
Раннее обучение финансовой грамотности также может способствовать развитию важных навыков, таких как критическое мышление, аналитическая способность, решение проблем, планирование и принятие решений. Дети, оснащенные этими навыками, будут лучше готовы к финансовым вызовам и возможностям, с которыми они столкнутся в будущем.
Финансовая грамотность также имитирует и повышает самооценку и самодисциплину, развивая ответственное отношение к управлению финансами.
Современные методы обучения финансовой грамотности в начальной школе основаны на реализации нескольких основных принципов.
Первый принцип – практическая направленность. Ученики должны иметь возможность применять полученные знания и навыки в реальной жизни. Это может быть достигнуто через проведение практических упражнений, игровых ситуаций или использование внеклассных проектов, связанных с финансами.
Второй принцип – коммуникативность. Обучение финансовой грамотности должно осуществляться в процессе активного взаимодействия учеников между собой и с учителем. Это помогает развивать коммуникативные навыки, а также способствует обмену опытом и идеями.
Третий принцип – межпредметная связь. Финансовая грамотность должна быть интегрирована в различные предметы учебной программы. Это позволяет ученикам видеть связь между финансами и другими областями знаний.
Четвертый принцип –актуальность знаний. Учебный материал по финансовой грамотности должен быть представлен в виде ситуаций и примеров, с которыми ученик может столкнуться в реальной жизни.
Интерактивные формы обучения основам финансовой грамотности в начальной школе становятся все более популярными и эффективными средствами обучения. Использование таких методов позволяет привлечь внимание учеников, активизировать их мышление и мотивировать к изучению финансовых основ.
Одной из таких интерактивных форм обучения является финансовая игра. В процессе игры дети могут принимать решения по управлению финансами, понимать последствия своих действий и осознавать важность правильного распоряжения деньгами. Такая форма обучения помогает развить навыки планирования, бюджетирования и принятия финансовых решений в игровой ситуации.
Еще одним эффективным способом обучения основам финансовой грамотности является использование интерактивных учебных программ. Эти программы позволяют детям изучать финансовые понятия и принципы через игровой и интерактивный подход. Дети могут самостоятельно исследовать финансовые темы, решать задачи и проводить эксперименты с финансами, что развивает их критическое мышление и позволяет применять полученные знания на практике.
Необходимо также отметить, что внедрение современных методов обучения финансовой грамотности в начальной школе позволяет сформировать у детей необходимые навыки и знания для управления личными финансами и принятия обоснованных финансовых решений.
Результаты исследований показывают эффективность таких практик. Во-первых, ученики, которые проходят обучение финансовой грамотности, лучше понимают экономические принципы, такие как доходы и расходы, сбережения, инвестиции. Они также осознают важность планирования бюджета и умеют составлять простые финансовые планы. Во-вторых, они развивают навыки правильного распределения ресурсов, учатся оценивать стоимость товаров и услуг, а также анализировать рекламу и принимать осознанные финансовые решения. В-третьих, дети учатся бережно относиться к деньгам и ценить их, а также закладывают фундамент для будущих успешных финансовых решений.
Таким образом, внедрение современных методов обучения финансовой грамотности в начальной школе является эффективной практикой, которая позволяет формировать у детей важные навыки и знания в области финансов.
Список литературы
1. Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020.– 112 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
2. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 120 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
3. Финансовая грамотность в повседневной жизни: учебное пособие / К. А. Евстафьев, Н. А. Балыбердина, И. В. Васильев, В. И. Кузин, Е. А. Мишуровская, В. В. Мосейко, А. Г. Мнацаканян; под ред. А. Г. Мнацаканяна. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2018. – 147 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат