Тема: Нравоучение
Цели:
Развивающие:
развивать навыки диалогового и публичного общения
продолжить формирование умения работы с различными источниками
способствовать развитию креативности и творческому осмыслению материала
Воспитательные:
формировать навык социальной компетенции
способствовать приобретению опыта групповой работы
закрепить умение давать самооценку своей деятельности, формулировки целей
Образовательные:
способствовать активному восприятию
обучающимися
учебного материала
сформулировать представление о взаимосвязи морали и нравственности
создать условия для понимания личностной значимости нравственности для человека в современном обществе
Организация начала урока
Здравствуйте, мы сегодня встретились на этом уроке для того чтобы добывать знания находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать знания.
Индукция
Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди:
1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной;
2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь;
3. Парень/девушка вашей мечты.
Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть далее.
Эта ситуация, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?
Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с девушкой моей мечты».
Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи. Наше поведение в обществе происходит на основе установленных социальных норм и, в первую очередь, моральных (ученики).
И так тема нашего урока подскажите мне.
Тема:Мораль
И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способнытревожить наше воображение: звездное небо над нами и моральныйзакон внутри нас». Прав ли он? Попробуем поразмышлять над этим вопросомв течение этого урока.
Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».
В словаре В. Даля: «Мораль - правила для воли, совести».
Самоконструкция
Обведите на листах свою руку, в центре слово мораль. Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, ассоциации вызывает у вас это слово.
Социоконструкция
Давайте сравним ваши предположения с определениями слова Мораль из разных источников. (Слайд определения)
Каково назначение морали? (она регулирует отношения, позволяет оценивать, познавать, выполняет воспитательную и контрольную функции)
Мораль предполагает, согласно определению
1.господство разума над аффектами;
2. Стремление к высшему благу
3. добрую волю и бескорыстие мотивов
Где она может проявляться?
Ответы детей
(во взаимоотношениях с друзами, близкими, в религии)
С точки зрения структуры морали моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Наряду с моралью существует слово «нравственность». Многие учёные считают, что различий между этими понятиями нет, это слова-синонимы. Но почему тогда зачастую употребляют оба эти слова вместе, причём в одной фразе? Так, например, говорят: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нравственности?»
Всё-таки эти понятия нужно уметь различать: мораль – это строгие духовные правила поведения, а нравственность – это практическое поведение людей дома, в семье, на работе, на отдыхе
А сейчас давайте поработаем со словом
«нравственность». Составьте новые слова, начинающиеся из букв слова «нравственность».
Норма
Регулятор
Альтруизм
Верность
Совесть
Терпение
Великодушие
Единение
Нравы
Ненасилие
Ответственность
Сострадание
Традиции
Ь
Завершили давайте сравним.
А теперь я вам предлагаю просмотреть видео ролик
Просмотр ролика о нравственности
Дилемма поезда
Чешский фильм «Мост» о мужчине, которому пришлось сделать выбор между спасением….
- Какие эмоции у вас вызывает данной видео (по одному два сказать)
- О чем это видео? (ответ о нравственном выборе)
Нравственность не только выбор между добром и злом - это долг своеобразная точка пересечения морального сознания с добровольным нравственным выбором и поступком.
А вам приходилось делать сложныйморальный выбор?
(нет)
Представим себе ситуацию что ваш близкий человек неизлечим об
Эфтоназии
практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого заболевания невыносимые страдания.
Мораль и нравственность не писаные нормы и каждый народ в зависимости от своего менталитета устанавливают свой моральный кодекс
"Намус" – основанный на традициях народов Дагестана.
Оценивая поступок мужчины и женщины, юноши и девушки, даже подростков джамаат, старейшины всегда обращались к требованиям кодекса "Намус".
Годекан не оставлял ни одного более или менее важного события, случая
в жизни аула без обсуждения.
Похвальное слово годекана воспринималось как высокая награда. Осуждение, проклятие оказывалось намного тяжелее тюремного заключения.
Наши предки твердо верили в то, что народ бессмертен до тех пор, пока жив его кодекс чести, и каждый чтит и выполняет его заповеди, т.е. живет по совести.
А какие вам известны Дагестанские предания или пословицы, в которых выражены моральные нормы.
Или примеры из литературных произведениях, свидетельствующие о том, что герой чтит и соблюдает кодекс чести.
Пословицы
Деньги делают и хана рабом, и раба ханом.
"Чем без чести жить - корпеть, лучше с честью умереть"
„Выходя на тропу войны, герой тот, кто не думает о последствиях»
„Самая сильная крепость – любовь к Родине»
«На дне терпения оседает золото»
Понятия чести, долга всегда придерживались в Дагестане. Мы знаем более 50 героев ВОВ, Всего в годы войны Дагестан дал фронту 180 тыс. мужественных воинов, из них погибло более 90 тыс. человек.
Но и сегодня в мирное время всегда есть место подвигу известны факты когда наши земляки спасали из горящих домов людей, спасали утопающих иногда и ценой своей собственной жизни. Сохраняя своючесть отдал жизнь Магомед Нурбагандов.
Так правлибыл И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способнытревожить наше воображение: звездное небо над нами и моральныйзакон внутри нас».
Сегодня общество свободно, человек волен сам выбирать свой путь, действия, друзей. Нужна ли на самом деле мораль и нравственность современному человеку?
И хотела бы закончить наш урок притчей:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (Притчи о жизни)
Д/з
Сейчас мы с вами проведём небольшой тренинг. Первый этап тренинга – индивидуальная работа. В своих тетрадях в течение минуты запишите ответ на вопрос: «Какие моральные качества есть во мне самом?»
А теперь поработаем в парах – назовите черты высокоморального человека и составьте общий перечь таких черт (например, гуманизм.патриотизм, справедливость).
Следующее задание:проранжировать моральные качества (т.е. распределить их по уровню значимости от первого до последнего места): высокие запросы, независимость, воспитанность, аккуратность, чуткость, трудолюбие, жизнерадостность, чуткость, исполнительность, ответственность, образованность, непримиримость, честность, смелость, самоконтроль, рационализм, терпимость, твёрдая воля, широта взглядов
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат