УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
В.В. Волкова,
студент 4 курса, напр. «Педагогическое образование: начальное
образование»
Е. А. Соловьёва,
научный руководитель,
доцент кафедры психологии и педагогики детства,
ТюмГу
Аннотация: Данная работа посвящена проблеме развития устной речи младших школьников. Исследования по этой теме указывают на то, что у учащихся вторых классов преобладает средний или же низкий уровень развития устной речи. При изучении проблемы мы использовали теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, научных статей. Эмпирические методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент. В результате нашего исследования был выявлен преобладающий средний уровень развития устной речи у учащихся вторых классов. Также было выявлено, что компонент связной речи по уровню развития ниже, чем компонент выразительности и лексикона. Значимость наших результатов заключается в том, что устная речь была рассмотрена и продиагностирована с помощью трёх её компонентов, что дало нам возможность оценить, какой компонент западает у учащихся больше всего и на какой аспект в развитии устной речи стоит обратить повышенное внимание.
Ключевые слова: развитие, устная речь, связная речь, выразительность, уровень, диагностика, младшие школьники, второй класс.
Введение:
Проанализировав номенклатурную документацию было выявлено, что необходимость развития устной речи рассматривается в ФЗ№273 «Об образовании Российской Федерации» [1], а также в 4 разделе «Требования к результатам освоения программы начального общего образования» [2] ФГОС НОО говорится о необходимости развития устной речи младших школьников через с помощью таких предметов, как русский язык и литературное чтение. В работах М.Р. Львова «Основы теории речи» [3] и «Речь младших школьников и пути её развития» [4] рассматриваются и анализируются все виды речи, Из всего объёма информации можно сделать вывод, что особое значение имеет именно устная речь.
Также отмечается, что дети с хорошей речью и богатым словарным запасом более успешны в учебной деятельности, чем те дети, у которых речь недостаточно развита. Это лишний раз доказывает то, что развитие устной речи является одной из важнейших целей современного образования.
Материалы и методы.
В ходе нашей работы были использованы три методики. Это «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» [6] Т.А. Фотековой, методика «Определение понятий» [7] Р.С. Немова и «Диагностика интонационной стороны речи» [8] Лазаренко О. И. Методика «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» [6] Т.А. Фотековой подразумевает под собой выявление особенностей речевого развития младших школьников, определение уровня и степени развития устной речи. У самой методики есть два варианта применения: первый – это обычная экспресс-диагностика, которая помогает выявить уровень речевого развития, а вторая направлена на уже более глубокий его анализ. В своей работе мы всё же будем использовать более упрощенный вариант, так как он больше подходит именно для проверки и дальнейшей диагностики детей в школе. Следующая используемая нами методика, это методика «Определение понятий» [7] Р.С. Немова. Целью данной методики является определение степени развития словесно-логического формулировки устной речи младших школьников. Следует сказать, что перед тем, как проводить данную диагностику, младшим школьникам нужно детально проговорить инструкцию выполнения заданий. Сама инструкция состоит в том, что школьник должен объяснить своим языком, что означает то или иное слово. Следующая используемая нами методика это «Диагностика интонационной стороны речи» [8] по методике Лазаренко О. И. Данная методика проверяет развитие компонента выразительности у младших школьников. В данном пособии содержится материал для практических работ с младшими школьниками, а также материал для диагностики у них одного из компонентов устной речи – выразительности, выразительного прочтения текста.
Обсуждение результатов.
Эксперимент проводился в МАОУ Гимназия 16 г. Тюмени. Анализ результатов. В целом, средний уровень является самым частым в обоих классах. Результаты практически идентичны, если бы не большое количество детей во 2 «А» классе с низким уровнем результатов проведенной диагностики. Однако, с учетом высокого уровня среднеквадратичного отклонения, будем считать, что уровень класса «средний», то есть уровень развития устной речи у школьников в пределах возрастной нормы.
По результатам диагностики звукопроизношения средний результат 2 «Б» класса немного выше, чем у 2 «А» класса. Оба класса сошлись на одинаковом высоком уровне. У обоих классов практически одинаковые результаты, глобальное отличие только при анализе низкого уровня, где у 2 «А» класса значительно больше учеников с низким уровнем развития звукопроизношения, чем у 2 «Б» класса.
По результатам диагностики связной речи средний результат 2 «А» класса немного выше, чем у 2 «Б» класса. Однако, в обоих классах особо нет различий в низком и высоком уровнях, результаты практически ничем не отличаются. Стоит отметить, что, судя по результата, со связной речью у детей существуют некоторые проблемы, так как очень мало ребят в обоих классах, которые показали высокий результат, но зато много тех ребят, которые продемонстрировали низкие результаты.
По представленным компонентам и анализу результатов их уровня у школьников, можно сказать, что у некоторых детей связная речь и звукопроизношения развиты не так хорошо, как должны были быть для данного возраста. Также делаем вывод, что значимого воздействия на явление образовательная программа не несет, несмотря на все кажущиеся различия в результатах между классами.
Заключение.
По итогам проведения диагностик выявлен уровень связной речи, звукопроизношения, выразительности и лексикона, а также устной речи в целом. Результаты показали, что у учащихся вторых классов преобладает средний уровень развития устной речи.
Литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
2. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский цент «Академия», 2000. 248 с;
4. Новикова, Л. Р., Баранова, О. И. Диагностика развития устной речи младших школьников [Текст] / Л. Р. Новикова, О. И. Баранова // Научное обозрение. 2020. № 6. С. 59-64;
5. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти // Образовательная социальная сеть nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya pedagogika/library/2014/06/04/tafotekova-testovaya-metodika-diagnostiki-ustnoy (дата обращения: 01.11.2023);
6. Методика 1. Определение понятий. // StudFiles URL: https://studfile.net/preview/2378623/ (дата обращения: 28.02.2023).;
7. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат