Формирование правильной осанки у юных спортсменов в процессе занятий адаптивной физической культурой
Шляпникова Марина Алексеевна
Индивидуальный предприниматель Шляпникова Марина Алексеевна,
г. Тюмень, Россия
Аннотация: В статье обобщаются причины нарушений осанки; обосновывается важность коррекции мышечного тонуса у юных спортсменов; представлен алгоритм выявления потенциальных нарушений по этажам позвоночника, а также результат коррекции выявленных дисфункций с целью формирования правильной осанки.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, правильная осанка, здоровье спортсменов, нарушения осанки, коррекция мышечного тонуса.
Formation of the correct posture in young athletes in the process of adaptive physical culture
Shlyapnikova Marina Alekseevna
Individual entrepreneur Shlyapnikova Marina Alekseevna,
Tyumen, Russia
Annotation: The article summarizes the causes of posture disorders; substantiates the importance of correcting muscle tone in young athletes; an algorithm for identifying potential disorders by levels of the spine is presented, as well as the result of correcting the identified dysfunctions in order to form a correct posture.
Keywords: adaptive physical culture, correct posture, athletes' health, posture disorders, muscle tone correction.
Актуальность: мышечно-несбалансированная осанка в подростковом возрасте (10-15 лет) влечет за собой неправильное формирование физиологических изгибов позвоночника, тем самым приводит к нерациональной биомеханике движений юного спортсмена: нарушения паттернов шага (скорость, ширина, высота, регулярность, симметричность, ритмичность шагов, отрывание стоп от пола, площадь опоры и пр.), а также нарушения статики позвоночника (избыточная подвижность или скованность позвонков). Чтобы избежать проблем как в тренировочном процессе в выбранных видах спорта, так и в жизненно-важных двигательных моделях, необходимо уделять особое внимание формированию правильной осанки и исправлению имеющихся мышечных дисбалансов.
Цель: коррекция осанки и выравнивание мышечного тонуса у юных спортсменов с помощью адаптивной физического культуры, после проведения визуальной и функционально-мышечной диагностики.
Методы и организация исследования.
Согласно различным данным статистики, нарушения осанки в том или ином виде наблюдаются у 28% детей в возрасте 7-9 лет, у 36% детей 10-14 лет, а в возрасте 15-17 лет – уже более чем у 41%. В целом, от различных нарушений осанки страдает до 80% всего населения. Осанкой называют такое положение тела, когда человек стоит прямо, не напрягаясь, не прикладывая при этом никаких усилий, чтобы удержать привычную позу. Если осанка правильная, то голова находится на одной вертикали с туловищем, грудь выдвинута немного вперед, плечи немного опущены и слегка развернуты кзади, живот подтянут. Когда осанка правильная, то в любом положении тела нагрузка равномерно распределена по мышцам и суставам.
Говоря о правильной осанке, стоит упомянуть о положении позвоночника. В норме позвоночник имеет по два изгиба: в районе шеи и поясницы – внутрь (лордозы), в области груди и крестца – наружу (кифозы). Такое строение поддерживает вес тела, равномерно распределяет нагрузку и обеспечивает амортизацию при любых ударных нагрузках, защищая внутренние органы. Ниже на рисунке 1 представлены виды нарушений осанки.
Рисунок 1 – виды нарушений осанки
При сутулости и круглой спине уделяют внимание укреплению мышц спины и плечевого пояса, расслаблению и растяжке мышц груди, постепенно стараясь включать в работу упражнения на улучшение подвижности грудного отдела позвоночника.
В случае кругло-вогнутой спины, фокус внимания направляют на повышение силовой выносливости мышц живота, спины, задней поверхности бедер, плечевого пояса. При этом способствуют растягиванию таких мышечных групп, как: мышц груди, мышцы поясницы и мышцы передней поверхности бедер.
При плоской спине внимание обращают на повышение силовой выносливости всех групп постуральных мышц, а также мышц плечевого пояса и ног. Особое внимание уделяется мобилизации грудного отдела позвоночника.
При плосковогнутой спине особое внимание обращают на тонус мышц задней поверхности бедер, ягодиц и прямой мышцы живота.
Для исследования и дальнейшей работы над коррекцией осанки были изучены анатомо-физиологические особенности мышечной системы мальчиков и девочек 12-14 лет. Каждый из подростков на регулярной основе занимался спортом: плавание, танцевальные направления, гимнастика. Родители стали замечать сутулость каждого из юных спортсменов.
После сбора всех анамнестических данных, с помощью визуальной диагностики были выявлены признаки нарушений осанки (асимметрия плечевого пояса и углов лопаток, смещение шейного отдела позвоночника вперед, увеличенный грудной кифоз и пр). Пример визуального осмотра осанки у ребенка представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Визуальный осмотр осанки у ребенка
По результатам мышечной диагностики была выявлена функциональная слабость скелетных мышц (нижняя часть трапециевидной мышц, передняя зубчатая мышца, межлопаточные мышцы, глубокие сгибатели шеи и так далее), а также гипертонус других (большая, малая грудные мышцы и т. д).
После оценки ходьбы в ходе исследования были обнаружены определенные нарушения биомеханики шага. Данные результаты позволили разработать протокол коррекции, в котором были прописаны найденные мышечные дисбалансы и способы устранения пошагово в несколько этапов.
Важность адаптивной физической культуры в данном исследовании и дальнейших практических занятиях сложно не отметить. На протяжении месяца юные спортсмены 3 раза в неделю выполняли специальные индивидуально разработанные комплексы упражнений самостоятельно в домашних условиях. В разработанный комплекс были включены упражнения на укрепление паравертебральных мышц, мышц в области лопаток, прямую мышцу живота и больших ягодичных мышц. А также растяжку малой грудной мышцы, что поспособствовало раскрытию грудного отдела позвоночника и плечевого пояса, а также растяжку передней поверхности бедра для улучшения упругости мышечных волокон.
Программа адаптивной физической культуры была направлена на решение следующих задач: осуществление целенаправленной коррекции имеющихся нарушений осанки; развитие силовой выносливости мышц туловища и конечностей, тем самым повышение общей физической работоспособности; улучшение координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела; изменение постуральных привычек (обучение навыку правильной осанки).
Результат «до» и «после» выполнения упражнений из 12 занятий адаптивной физической культуры представлен ниже на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результат 12 занятий из адаптивной физической культуры
Для сохранения здоровья юных спортсменов, наращивания их силовых и функциональных способностей необходимо уделить особое внимание профилактике нарушений осанки, а также устранению выявленных дисфункций (при наличии) и мышечных дисбалансов. На примере разработки специальных комплексов из адаптивной физической культуры, после отработки 12 занятий и проведения повторной визуальной диагностики стали заметны улучшения в эстетической составляющей и правильное смещение центра тяжести тела.
После повторного проведения мышечной диагностики – улучшился тонус мышц, ранее находящихся в гиподинамии. Оценка паттерна ходьбы показала более осознанный контроль равновесия и осанки как в состоянии покоя, так при движении. Таким образом, предел устойчивости стал выше.
Это доказывает то, что вовремя выявленные причины и регулярное выполнение специально подобранных упражнений в результате получают положительную динамику сразу нескольких показателей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат