Согласно последним статистическим данным отмечено увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на 9,4%. Исследование федеральной службы государственной статистики так же показало рост числа детей с ОВЗ: в 2017 году было зафиксировано 17 тысяч детей, получающих образование по адаптированным основным образовательным программам, в 2022 году данная категория детей превысила отметку в 90 тысяч. Количество детей с интеллектуальными нарушениями также ежегодно увеличивается. По последним данным министерства образования Российской Федерации из 680 000 обучающихся с отклонениями в развитии 60 % составляют дети с интеллектуальными нарушениями. У этих детей особые образовательные потребности, так как они испытывают серьезные трудности в познавательной деятельности.
Согласно трудам Е.А. Стребелевой дети с интеллектуальными нарушениями – «дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается стойкое нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи)».
«В.В. Ковалев определяет интеллектуальные нарушения (расстройства) как нарушение способности образовывать понятия, суждения, умозаключения, адекватные действительности».
Интеллектуальные нарушения могут быть последствиями органических поражений головного мозга или различных заболеваний, поражающих психику.
По мнению Л.С. Выготского «При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, то есть плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости».
«Понятие умственной отсталости является достаточно обобщенным, включающим стойкие мало обратимые нарушения интеллекта, то есть разные клинические формы психического недоразвития и нарушения адаптивного поведения» .
Интеллектуальное нарушение – это следствие поражения головного мозга, что ведет к прочному недоразвитию психических возможностей ребенка и расстройству его поведения.
«Нарушения познавательной деятельности выражаются в том, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляют малый познавательный интерес к чему-либо происходящему. Из-за нарушения высших психических функции для них самих потребности в познании не возникает».
Можно сделать вывод о том, что детям с интеллектуальными нарушениями характерно слабое физическое состояние, недостаточное развитие психических процессов (внимание, речь, память, восприятие, мышление), что определено органическим поражением головного мозга. Дети испытывают трудности в усвоении представлений об окружающей действительности, не следуют элементарным социальным нормам поведения. Они нуждаются в грамотной коррекционной работе и помощи, направленной на развитие всех психических процессов, формирования познавательного интереса для эффективного познания окружающего мира и адаптации в нем.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат