Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Патриотическое воспитание школьников: современные подходы. Работа №65460

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Патриотическое воспитание школьников: современные подходы
Работа:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Чишко Павел Николаевич, учитель технологии

МБОУ «Школа № 88» города Донецка

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие «патриотическое воспитание», его сущность и содержание, важнейшие задачи на современном этапе. Подчеркивается роль учителя в формировании патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, формы патриотического воспитания, младший школьный возраст.

 

В современных условиях, когда происходят трансформационные процессы в российском обществе, основным направлением работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость создания новой парадигмы интеграции патриотического воспитания в современную систему образования и воспитания, рассмотрения принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, методов и форм патриотического воспитания школьников в условиях современной школы.

С точки зрения В.С. Шиловой, патриотическое воспитание – это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры.

С 2000-х гг. в России наблюдается планомерный рост внимания государства и общества к вопросам формирования патриотизма и развития патриотической культуры населения. Последовательное принятие сначала профильных государственных программ, а затем и профильного федерального проекта позволило в значительной мере компенсировать возникшие на заре новой российской государственности антипатриотические настроения и изменить отношение к самому понятию патриотизма, получившему в 90-ее гг. XX в. негативную эмоциональную окраску. На сегодняшний день патриотическое воспитание выступает приоритетной областью внутренней политики государства и осознанной потребностью общества в консолидации вокруг национальной идеи и национальных интересов.

Выделяется несколько основных направлений патриотического воспитания:

1) духовно-нравственное воспитание – система мер, направленная на формирование и развитие у человека духовно-нравственных ценностей и качеств, основанных на традиционной для России и ее народов культуре и определяющих его отношение к Родине, обществу, коллективу, людям, семье, к труду, своим обязанностям и к самому себе, таких как чувство долга, справедливости, патриотизм, честность, верность, порядочность, отзывчивость, толерантность, ответственность, готовность к самоотдаче и помощи нуждающимся;

2) историко-культурное воспитание – системная деятельность по па, углублению знаний об истории российской государственности и ее переломных моментах, исторических и культурных вехах, ратных подвигах, научных, культурных, экономических,

3) гражданско – патриотическое воспитание– процесс целенаправленного формирования личности, обладающей высокой гражданской культурой, которая осознает свои гражданские права и обязанности, разделяет ответственность за происходящее в стране и обществе, демонстрирует гражданскую и социальную активность, участвует в решении местных вопросов и национальных задач, системно исполняет гражданский долг, добросовестно трудится на благо Отечества, знает и соблюдает законы, нормы и правила человеческого общежития, уважает государство и его символы;

4) военно-патриотическое воспитание – многоплановая систематическая деятельность, направленная на формирование физической и моральной готовности граждан к военной службе и защите Отечества, развитие необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других силовых ведомств и органов государственной безопасности, популяризацию военной службы, продвижение высоких идеалов и примеров воинского служения Родине.

Особое внимание формированию патриотизма у подрастающего поколения уделяется на начальном уровне образования. Это обусловлено тем, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в младшем школьном возрасте. По мнению ряда авторов, именно в этот период закладываются основы культурно-ценностных, нравственных ориентаций личности ребенка, развитие его чувств, механизмов мышления, способов социальной адаптации в обществе.

Необходимо отметить, что успешное патриотическое воспитание школьников немыслимо без активной роли учителя. Именно учитель, выступая в качестве организатора и лидера, направляет и вдохновляет учащихся на формирование патриотической идентичности.

Важным аспектом работы учителя является создание специальных образовательных ситуаций. Он должен грамотно использовать различные методы и приемы, которые позволят вовлечь школьников в активные формы патриотической деятельности. Это может быть организация классных часов, конкурсов, экскурсий и других мероприятий, нацеленных на развитие патриотических чувств у учащихся.

Не менее важным является пример, который учитель демонстрирует своим поведением и отношением к Родине. Учитель должен быть самим образцом патриота, человеком с глубоким уважением к истории и культуре своей страны. Он должен показывать, насколько важными ценностями для него являются любовь к Родине, готовность к служению и верности своим идеалам.

Учителю следует тщательно и объективно преподносить учебный материал об истории своей страны, подчеркивая важность знания и понимания национального наследия. Учитель должен уметь подавать материал таким образом, чтобы школьники чувствовали интерес и воспринимали его как неотъемлемую часть своего патриотического становления.

Важно, чтобы учитель был открыт к диалогу с учащимися и готов был слушать их мнения, понимать их взгляды и стимулировать активное обсуждение патриотических тем. Это поможет развить у школьников критическое мышление, способность аргументировать свои позиции и формировать свою собственную патриотическую идентичность.

Современные подходы к патриотическому воспитанию требуют от учителя не только передачи знаний, но и создания условий для самостоятельного познания и формирования патриотических ценностей.

Важной составляющей в работе по патриотическому воспитанию в современной школе является применение информационно-компьютерных технологий. По мнению, С. Э. Намдаковой, «внедрение ИКТ не заменяет традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют». С применением ИКТ учителя проводят презентации, видео-экскурсии к памятникам, дидактические игры, мультимедийное оформление совместных праздников.

Для достижения устойчивого результата в процессе воспитательной работы педагоги отслеживают эффективность проводимых мероприятий — проводят ежегодные мониторинги сформированности патриотических качеств ребенка (ответственности, ценностного отношения к семье, родине и т. п.), используя диагностики, направленные на выявление уровней патриотической воспитанности у младших школьников.

Основным критерием результативности работы в данном направлении является повышение уровня патриотизма как одной из основных характеристик личности, проявляющихся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении и деятельности.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

2. Воспитать патриота: методические рекомендации по организации мероприятий по патриотическому просвещению обучающихся [Текст]: сборник методических рекомендаций / Сост. ... – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. – 22 с.

3. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: Методические рекомендации / Утверждены Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022. – М.: Федеральное агентство по делам молодёжи; ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи», 2022. – 93 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X