СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ) ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)
Чишко Павел Николаевич, учитель технологии
МБОУ «Школа № 88» города Донецка
Аннотация. В статье рассматриваются различные современные педагогические технологии и их применение на уроках труда (технологии). Проанализированы также преимущества каждой из этих методик и рассмотрены примеры успешной реализации данных подходов на уроке.
Ключевые слова: педагогические технологии, интерактивные методы, мотивация, успех, творческие способности.
Современные технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, и образование не является исключением. В последние годы наблюдается интеграция новых педагогических технологий в учебный процесс, особенно на уроках труда (технологии). Эти инновационные методы обучения предлагают различные способы привлечения и мотивации учащихся, а также позволяют им приобретать не только знания, но и практические навыки.
Интерактивные методы обучения активно внедряются в педагогическую практику, так как позволяют создать комфортную и эффективную обстановку. Они способствуют активному включению учащихся в процесс обучения, развивают их творческий потенциал, усиливают мотивацию к изучению предмета.
Одним из наиболее популярных интерактивных методов обучения на уроках труда (технологии) является проектная деятельность. Проектная деятельность заключается в разработке и изготовлении нового продукта учеником под руководством учителя и постепенно переходит в самостоятельную деятельность школьника. Изготавливая изделие, учащийся учится проектировать, моделировать, изготавливать изделие, анализировать, оценивать, вносить поправки, корректировать, работать на различном оборудовании. Во время работы над проектом, ученик должен продумать до мелочей свой продукт деятельности, зарисовать эскиз изделия, на основе которого должен построить чертёж, выполнить его моделирование, найти оптимальные способы обработки, изготовить изделие, оформить документацию. Ученик должен уметь работать над творческим и исследовательским проектом, понимать в чем разница одного от другого.
Еще одним интерактивным методом, применимым на уроках труда (технологии), является проблемное обучение. Проблемное обучение основано на раскрытии проблемной ситуации, вызывающей интерес и желание учащихся решить ее. Учащиеся обсуждают проблему, анализируют обстоятельства, формулируют гипотезы и ищут пути решения проблемы. В результате такого обучения формируются навыки критического мышления, логического анализа и решения проблем.
Также одним из основных методов применения педагогических технологий на уроках труда (технологии) является групповая (коллективная) работа. Учащиеся объединяются в малые группы, где работают над конкретными проектами или заданиями. Такой подход позволяет развивать навыки коллективной работы, учиться общению и сотрудничеству. Кроме того, групповая работа позволяет стимулировать творческий потенциал каждого ученика и выявить его индивидуальные способности.
Использование информационных технологий в учебном процессе на уроках труда (технологии) становится все более популярным и актуальным. Современные педагогические технологии позволяют повысить эффективность обучения, разнообразить уроки труда и сделать их более интересными и познавательными для учащихся.
Одним из основных инструментов в применении информационных технологий на уроках труда (технологии) является компьютер. С помощью компьютера учащиеся могут изучать теоретический материал, выполнять практические задания, проектировать и создавать различные изделия. Кроме того, компьютер позволяет учащимся самостоятельно отслеживать свой прогресс, а также делиться результатами своей работы с учителем и одноклассниками.
Важным элементом применения информационных технологий на уроках труда (технологии) является интерактивная доска. Она позволяет учащимся взаимодействовать с учебным материалом, делать записи, рисовать и проектировать различные проекты. Интерактивная доска также способствует развитию коммуникативных и творческих навыков учащихся.
В процессе обучения на уроках труда (технологии) также можно использовать такие информационные технологии, как 3D-принтеры и лазерные резаки. Они позволяют учащимся создавать модели и изделия с использованием современных средств проектирования и производства. Это помогает развивать у детей инженерное мышление, креативность и умение работать в команде.
Игровая технология может применяться на уроках труда (технологии). В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. Особенности игры в старшем школьном возрасте — нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска. Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры. Это могут быть игры итоговые, выявляющие усвоения знаний по разделу программы, по всей программе полностью, например, «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером», игры, направленные на развитие профессиональных качеств учащихся, деловые игры, например, игра «Устройство на работу» и другие. Игра на роке является активным методом обучения. Учащиеся, во время проведения такого урока, являются активными участниками игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Интерактивные методы обучения на уроках труда (технологии) способствуют активной работе учащихся, развитию их творческого мышления и самостоятельности. Они рассматривают учебные задачи с разных сторон, позволяя учащимся применять полученные знания на практике, а не просто запоминать их. Это помогает учащимся лучше усваивать материал и активно включаться в образовательный процесс.
Список литературы
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
2. Фабриков, М. С. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие / М. С. Фабриков ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. – 224 с.
3. Цифровые инструменты и современные образовательные технологии как ресурс повышения качества образования: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.Ю. Блохина и др., КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2021. – 79 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат