ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)
Чишко Павел Николаевич, учитель технологии
МБОУ «Школа № 88» города Донецка
Аннотация. В статье обсуждается важность воспитания новой личности, способной к активной и творческой деятельности, в современном обществе. Автор подчеркивает, что современный выпускник должен не только усваивать знания, умения и навыки в школе, но и уметь применять их для решения широкого спектра жизненных задач в различных областях. Отмечается, что ключевым аспектом является функциональная грамотность, которая позволяет успешно адаптироваться в разнообразных сферах человеческой деятельности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, образовательный процесс.
В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Функциональная грамотность имеет несколько направлений (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, цифровая, глобальная, креативное мышление).
Ниже рассмотрим виды функциональной грамотности, которые можно применить в рамках учебного предмета труд (технология):
Математическая грамотность сегодня рассматривается как способность школьника проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Задания, направленные на развитие математической грамотности, на уроках труда (технологии) - оценка точности расчетов‚ разметок, определение границ допустимых погрешностей, работа со схемами и т. д.
Пример задания.
Для подарка на 8 Марта ребята изготавливают — декоративные — разделочные — доски. B мастерской есть один лист фанеры размером 600х1525 мм. Хватит ли материала для изготовления 14 досок? Начертите схему экономного распила.
Читательская грамотность - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия B жизни общества.
Для развития читательской компетентности рекомендуется использовать на уроках тексты, не адаптированные для учебной деятельности. Ведущая цель использования технологии работы с обучающими текстами - научить обучающихся анализировать информацию, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программу действий.
Для развития читательской компетенции учащихся на уроках труда (технологии) учителю при реализации модуля «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» необходимо использовать не только тексты, не адаптированные для учебной деятельности: инструкции по работе с современным оборудованием, технологические карты, информацию о составе продукта или материалов.
Условием продуктивной работы с технологическими картами является знание обучающимися понятийного аппарата, умение понимать технологические термины, применяемые в тексте, поэтому учителю технологии на уроке важно уделять внимание запоминанию обучающимися терминов и их проверке. При объяснении учителем технологического процесса важно использовать туже терминологию, что и в технологической карте. Показ приемов, обозначенных в технологической карте, также сопровождается — объяснением — технологического — процесса с — использованием терминологического аппарата. Чтобы учащиеся соотносили операции технологического процесса с описанием в технологической карте, рекомендуется — использовать «полуфабрикаты», соответствующие каждой технологической операции.
При разработке практических и самостоятельных работ модулей «Компьютерная графика, — черчение», — «3D-моделирование, прототипирование и — макетирование» рекомендуется предлагать обучающимся задания, направленные на переработку графической информации в текстовую и наоборот. Примерами таких заданий являются описание технических устройств на основе их графических изображений, описание моделей одежды на основе эскиза, создание 3D-модели на основе ее текстового описания.
Пример задания. «Описание модели юбки». Дайте описание представленной модели юбки по следующему плану.
1. Вид юбки по силуэту и покрою.
2. Описание элементов, расположенных на переднем полотнище юбки.
3. Описание элементов на заднем полотнище юбки.
4. Способ обработки верхнего среза юбки.
Финансовая грамотность подразумевает знание и понимание финансовых понятий, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению — финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Необходимость формирования на уроках финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.
С целью формирования финансовой грамотности в ходе преподавания модуля «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» рекомендуется вводить в урочную деятельность задачи, связанные с расчетом калорийности блюд, количеством материалов в условиях использования экономичных раскладок, выбором материалов из ассортимента розничной торговли и интернет-магазинов на основе сравнительного анализа цены за единицу продукции, определение границ погрешности измерений.
При работе над заключительной частью творческого проекта по технологии, учителю следует ориентировать учащихся не только на расчет материальных затрат, но и на расчет стоимости проектного продукта с учетом затрат на электричество, выплату налогов и амортизационные отношения.
При изучении модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» можно использовать такое задание.
Пример задания. При закупке материалов учащимся рекомендуется составить сравнительную характеристику их стоимости в различных магазинах, а также в сети Интернет. Составьте сравнительную — характеристику стоимости — материалов — для изготовления фартука из бязи, если потребуется 60 см ткани и нитки в тон - 1 катушка.
Наименование материала
Место покупки материалов
Магазин № 1
Магазин № 2
Магазин № 3
Бязь шириной 150 см
Нитки (1 катушка)
ИТОГО
Заполните таблицу. Ячейки «Место покупки ткани» заполните самостоятельно, например, магазин «Галактика», магазин «Белая роза», магазин «Мир тканей», OZON.RU и т. д. Выберите наиболее выгодный вариант покупки.
Естественно-научная грамотность - способность использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным.
Пример задания. Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.
На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры). Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно использовать? Ответ обоснуйте.
Педагогам важно помнить, для формирования функциональной грамотности чрезвычайно важно создавать мотивацию, формировать ценностное и личное отношение к рассматриваемым проблемам. Функциональная грамотность выражается в деятельности; без мотивации, без осознания личной заинтересованности, причастности к решению проблем, эта деятельность невозможна. Формирование умений работы с информацией, применения знаний для решения проблем также эффективнее происходит при наличии интереса и мотивации.
Список литературы
1. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019.-160 с.
2. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат