РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Могилина Ольга Геннадьевна,
учитель английского языка МОУ Гимназия № 9 г. Будённовска
Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития коммуникативных способностей школьников на уроках английского языка. Описание технологий развития коммуникативных способностей, применяемых на уроках английского языка.
Ключевые слова: коммуникативные способности, английский язык, преподавание.
Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка играет важную роль в процессе обучения. Коммуникативные навыки позволяют школьникам эффективно общаться на иностранном языке, выражать свои мысли и понимать речь собеседника. Они необходимы не только для достижения успеха на уроке, но и для применения полученных знаний в реальной жизни.
Уроки английского языка предоставляют отличную возможность для развития коммуникативных навыков. Во-первых, они дают возможность практиковать речь на английском языке в реальных ситуациях общения. Ученикам предлагается задания, которые требуют не только знания грамматики и лексики, но и умение свободно выражать свои мысли и мнения. Во-вторых, на уроках создается подходящая атмосфера для общения: маленькие группы или парные работы способствуют активизации речевой деятельности каждого ученика. Такой подход к обучению позволяет формировать навыки слушания и восприятия речи собеседника, а также развивает эмпатию и толерантность к другим точкам зрения.
Ниже приведены несколько эффективных методик, которые помогут развить коммуникативные навыки у учеников.
Первый метод - метод ситуаций. Учитель создает различные ситуации, в которых учащиеся должны использовать английский язык для решения задач. Например, они могут быть разделены на пары и получить роль конкретных людей - продавца и покупателя в магазине, туриста и гида в музее и т.д. В этих ситуациях ученики вынуждены использовать коммуникативные навыки для общения на английском языке.
Второй метод - метод ролевых игр. Учитель может организовать игру, где учащиеся будут играть различные роли и общаться на английском языке. Например, они могут сыграть роли известных личностей и провести дебаты на определенную тему или сыграть роли персонажей из книг и фильмов. Этот метод помогает ученикам развить свою способность выражать свои мысли на английском языке и слушать других.
Третий метод - метод проектов. Учащиеся могут работать в группах и создавать проекты на определенные темы, используя английский язык. Например, они могут исследовать различные страны и создать презентации о них, провести интервью с носителями языка или сделать исследование на определенную тему. Этот метод позволяет учащимся применять свои коммуникативные навыки на практике и приобретать новые знания о культуре и обычаях других стран.
Четвертый метод - метод обмена сообщениями. Учащиеся могут обмениваться сообщениями на английском языке через различные форматы - электронные письма, чаты и т.д. Это помогает им развить навыки письма и понимание письменного английского языка.
Важно отметить, что все методы и приемы развития коммуникативных навыков должны быть адаптированы к уровню и потребностям учащихся. Учитель должен быть внимателен к индивидуальным особенностям каждого ученика и создать подходящую обстановку для применения английского языка в реальных ситуациях. Развитие коммуникативных навыков — это процесс, который требует времени и усилий, но он является одним из важных аспектов успешного обучения английскому языку.
Использование игровых техник на уроках английского языка является эффективным способом развития коммуникативных навыков у учащихся. Игры привлекают внимание, создают положительную атмосферу и мотивируют учащихся активно выражаться на английском языке.
Одним из популярных игровых приемов является «Мячик с вопросами». При проведении данной игры, учитель передает мячик одному из учащихся и произносит на английском языке вопрос. Учащийся должен поймать мячик и ответить на вопрос, после чего передать мячик следующему учащемуся. Эта игра способствует развитию навыков слушания, реакции и формулирования ответов на английском языке.
Еще одной эффективной игровой техникой является «Горячий стульчик». Учащиеся садятся в круг на стульчики, посередине ставится мячик. Учитель произносит предложение на английском языке, и учащийся, на чьем стульчике стоит мячик, должен быстро перевести предложение и сказать его на родном языке. Затем учитель произносит новое предложение, и мячик передается другому учащемуся. Эта игра развивает навыки быстрого перевода и выражения своих мыслей на английском языке.
Таким образом, использование игровых техник на уроках английского языка способствует развитию коммуникативных навыков у учащихся. Эти игры не только увлекают учащихся, но и активизируют их использование английского языка в разных ситуациях. Они помогают развить навыки слушания, говорения, чтения и письма, а также повышают мотивацию и интерес учащихся к изучению английского языка.
Оценка и контроль развития коммуникативных навыков на уроках английского языка является важным аспектом обучения.
Одним из способов оценки коммуникативных навыков является проведение монологических и диалогических выступлений. Учащиеся могут демонстрировать свои умения выражать свои мысли на английском языке, свободно общаться с партнерами, использовать изученную лексику и грамматику. Учитель может анализировать и оценивать качество выступления с точки зрения понимания и использования английского языка, коммуникативных и стратегических навыков, а также оценивать понимание собеседника и умение реагировать на его высказывания.
Кроме выступлений, роль в оценке коммуникативных навыков играют такие составляющие, как участие в парных и групповых заданиях, способность слушать и понимать собеседника, задавать вопросы и выражать свои мысли. Учитель может наблюдать за работой групп и отдельных учеников, оценивая их активность, взаимодействие, умение работать в команде и соблюдать правила общения.
Все методы оценки и контроля развития коммуникативных навыков должны быть четко структурированы и систематически применяться на уроках английского языка. Учитель должен установить критерии оценки, которые будут ясно объяснены учащимся перед выполнением задания. Это поможет ученикам понимать, какие навыки оцениваются и как они могут их улучшить. Оценка и контроль развития коммуникативных навыков на уроках английского языка позволяют ученикам осознавать свой прогресс, учиться и постоянно совершенствовать свои навыки общения на английском языке.
Список литературы
1. Современные методы обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.И. Воробьева, Ю.А. Макковеева, Н.Л. Ушакова, О.А. Щукина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2019. – 110 с.
2. Соловова Е.Н., Апальков В.Г., Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. – Москва, Педагогический Университет, «Первое Сентября», 2006 г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат