РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Могилина Ольга Геннадьевна,
учитель английского языка МОУ Гимназия № 9 г. Будённовска
Аннотация. В данной статье рассматривается специфика учебного предмета «Иностранный язык» с точки зрения его влияния на формирование функциональной грамотности учащихся. Основным направлением функциональной грамотности в данном контексте является развитие читательской грамотности, раскрывающей способности учащихся в понимании и анализе письменных текстов. В статье подробно описывается, какие умения и навыки необходимо развивать для успешного формирования читательской грамотности, а также приводятся методы и материалы, которые могут быть использованы для достижения этой цели.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, английский язык, проектирование заданий.
Специфика учебного предмета «Иностранный язык» содержит особые возможности для решения задач формирования функциональной грамотности, так как общеучебные действия приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письменной речи как средствах иноязычного общения. В целом нельзя не отметить, что ориентир на функциональность не является чем-то новым в лингводидактике, поскольку прикладной, коммуникативный характер обучения грамматической и лексической стороне речи и видам речевой деятельности выступает основой методики обучения иностранному языку.
Функциональная грамотность имеет несколько направлений (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, цифровая, глобальная, креативное мышление).
Предметная область «Иностранные языки» обладает достаточными ресурсами для развития каждого из направлений функциональной грамотности, поскольку тематическое содержание учебного предмета охватывает математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую сферы, позволяет развивать глобальные компетенции и креативное мышление обучающихся. Так, например, школьники на уроках иностранного языка знакомятся с числительными, выполняют коммуникативные задания на счет, решают математические примеры, знакомятся с денежными единицами разных стран и участвуют в моделировании ситуаций «в магазине», разрабатывают экологические проекты.
Однако следует отметить, что наибольший вклад учебного предмета «Иностранный язык» вносит в формирование читательской грамотности - способности человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Читательская грамотность предполагает развитие следующих умений: понимание основного содержания текста; извлечение нужной информации; понимание графической информации; определение основной мысли, понимание взаимоотношения между частями текста; представление содержания в виде таблицы, схемы; создание письменного и/или устного высказывания по таблице; умение пользоваться справочной литературой.
Для развития читательской грамотности могут использоваться следующие материалы: тексты разных жанров и стилей; несплошные тексты; задания на развитие разных видов чтения; задания для разных этапов работы с текстом; задания на повышение мотивации к чтению; проектные задания; стратегии работы с текстами; приемы формирования читательских навыков.
Во-вторых, важно обратить внимание, что в перечне предметных результатов по иностранному языку одним из видов речевой деятельности указывается смысловое чтение, связанное с умениями читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля с различной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания (определять тему, главную идею текста, цель его создания), пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (в том числе выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста), полным пониманием содержания; читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию. В состав основных умений смыслового чтения входят следующие: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; выявление информации; интерпретация; рефлексия на содержание текста; рефлексия на форму текста.
Чтение является основным видом учебно-речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того, чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, педагогу принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Мною подобраны методы и приемы работы над текстом на разных этапах, которые представлены в таблице.
Предтекстовый этап
Текстовый этап
Послетекстовый этап
«Мозговой штурм» / «Корзина идей» (актуализация информации по теме текста) «Предположения» (по рисунку, схеме, заголовку и т.п.)
«Глоссарий» (актуализация словаря по теме текста) «Вопрос – ответ» (вопросы к незнакомому тексту, на которые дети отвечают предположительно) «Бинго» (в таблицу вписаны новые слова из текста) «Дискуссия» (в соответствии с темой текста)
«Видеоматериалы» (после просмотра видео по теме дети высказывают предположения)
«Слушаем и читаем» (учащиеся слушают и одновременно следят по тексту)
«Эхо» (повторение текста по предложениям)
«Маркировка» (выделение главного)
«Чтение в кружок» (по очереди)
«Чтение с остановками» (во время остановки задаются вопросы по содержанию или прогнозированию)
«Чтение в парах» (текст – диалог, сказка и т.п.)
«Придумай концовку текста» (чтение до развязки действия, предположение концовки)
«Ответы на вопросы» (ответить на вопросы по содержанию прочитанного)
«Текст с пропущенными словами» (заполнить пропуски)
«Логический / хронологический порядок» (расставить события в правильном порядке)
«True / False / Not Stated» (определить какие предложения верны, неверны, какая информация в тексте отсутствовала)
«Дефиниции» (соотнесение слов из текста с их значениями)
«Пазлы» (нужно собрать разделенный на части текст)
«Синквейн» (слоган из пяти строк)
«Иллюстрация» (рисунок к тексту)
«Ошибки» (найти ошибки в предложениях)
«Поиск грамматических форм и конструкций» (например, найти глаголы в определенной форме)
«Что если…» (пересказ от лица одного из героев)
«Озаглавь» (придумать заголовок к тексту или к его частям)
Для подготовки заданий по читательской грамотности и формирования речемыслительных способностей школьников необходимо иметь в виду, что в зависимости от ситуации чтения его цели разнятся. В зависимости от целей чтения и характера понимания текста выделяют следующие виды чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее.
Следующее, на что необходимо обращать внимание при подготовке заданий по читательской грамотности, является материал чтения. Тексты для формирования речемыслительных способностей должны быть информационно насыщены и соответствовать возрастным особенностям восприятия обучающихся, их читательским и жизненным интересам.
Для каждого задания следует продумать систему оценивания. Критерии оценивания должны соотносится с формируемыми читательскими умениями. Например, если планируется развивать умение находить и извлекать соответствующую информацию из текста, то можно сформулировать задание следующим образом: «Найдите в тексте и запишите примеры, иллюстрирующие определенную мысль автора /или подтверждающие определенный тезис, аргумент».
Таким образом, основными положениями при разработке заданий по читательской грамотности должны быть: четко сформулированные цели; определенный набор читательских умений, которые развивает или проверяет задание; отобранный текст должен содержать материал для развития каждого умения; критерии оценивания должны соответствовать поставленной цели и формируемым читательским умениям.
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира. Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка, способствует успешному применению знаний иностранного языка учащимися в различных сферах деятельности.
Список литературы
1. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019.-160 с.
2. Бучек А.А. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности. ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Москва, 2022. 136 с
3. Иностранный язык. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева; под ред. И. Н. Добротиной. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 103 с.: ил.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат