Способы адаптации учебных заданий для обучающихся с РАС
Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий:
1.Упрощение инструкции к заданию
Данный способ адаптации включает:
разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;
замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;
дублирование устных инструкций письменными.
2.Индивидуализация стимульных материалов
У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые эффективно использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из мультфильма «Тачки»; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев любимого мультфильма.
3.Дополнительная визуализация
Этот прием позволяет лучше понять содержание задания. При возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условия задачи с помощью реальных предметов. При знакомстве с твердыми и мягкими звуками на уроках чтения можно представить их в виде твердого камешка (или синего кубика) и мягкой травки (или зеленого помпона)
4.Минимизация двойных требований
В процессе обучения к детям часто предъявляются задания, содержащие в себе двойные требования: решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст и выделить в нем орфограммы и т.д. Выполнение таких заданий – часто сложная задача для детей с РАС. В подобных случаях важно сконцентрироваться на первостепенной цели и максимально исключить дополнительные требования.
Например, при работе над задачей ученику можно предложить оформить решение на специальном бланке, в котором он сможет вписать известные цифры, нарисовать схему, а также записать решение. Таким образом, снижаются требования к правильному оформлению задачи в тетради. По русскому языку вместо списывания текста из учебника мы можем предложить ребенку вставить пропущенные орфограммы в напечатанном и вклеенном в тетрадь бланке.
5.Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности
В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае ученику с РАС можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется. Данная адаптация поможет также детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. По русскому языку он может вместо пяти предложений списать только три, при этом выполнив в них синтаксический разбор наравне с другими учащимися класса.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат