Красных Ирина Анатольевна
учитель физической культуры
МБОУ «Гимназия» г.Черногорск
Комплекс ГТО - мотивация младшего школьника к занятиям спортом и формированию здорового образа жизни.
Чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства. Младший школьный возраст – один из самых важных периодов в развитии человека. Именно в этот период происходит наиболее активное формирование физической культуры у детей, отношения к физическим нагрузкам, спорту и здоровому образу жизни. ФГОС НОО определяет «портрет выпускника начальной школы». Одним из требований к сформированным качествам личности является - выпускник должен быть: выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
К сожалению, на сегодняшний день учебная нагрузка в школе очень высока, что приводит к ослаблению здоровья. Многие школьники не занимаются спортом, ведут малоподвижный образ жизни, бесцельно проводят время в социальных сетях. Как направить школьников в правильное русло? Как сформировать у них убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни и занятиям спортом? Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически мало кто говорит своим детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!».
Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, да что там — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих. Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Для повышения уровня развития, мотивации и оздоровления детей младшего школьного возраста возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях является актуальным и принципиальным. Главная цель возрождения ВФСК ГТО в школе: привить учащимся привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту.
Исходя из задач комплекса ГТО, проанализировав положения и документацию ГТО нами – учителями физической культуры Гимназии, был разработан план подготовки к тестированию ГТО:
1) тестирование учащихся на уроках физической культуры (тесты по нормам ГТО);
2) работа по привлечению в спортивные секции;
3) вовлечение учащихся в соревновательную деятельность;
4) подготовка команд для участия в школьных, муниципальных и республиканских соревнованиях «Школьная спортивная лига Хакасии»;
5) разъяснительные беседы о предстоящем тестировании по программе ГТО в школе для родителей;
6) помощь в регистрации на Всероссийском портале gto.ru и создании личных кабинетов учащихся.
С целью привлечения внимания к важности сдачи норм ГТО мы разработали комплекс мероприятий под девизом «ГТО! Присоединяйся!». Оформили информационный стенд, провели цикл бесед, рассказали ребятам об истории появления ГТО, перечислили, какие нормативы надо сдавать и раздали памятки о том, как готовиться к сдаче комплекса ГТО.
Урок – основная форма работы по физической культуре в школе. Поэтому перед учителем стоит задача в полной мере использовать возможности, которые заложены в уроках физической культуры: игровой и соревновательный методы, метод круговой тренировки, подвижные и спортивные игры и подготовить в результате занятий физическими упражнениями учащихся к выполнению нормативов комплекса ГТО.
В период младшего школьного возраста происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе и спортивными. Самое главное - не упустить момент заинтересованности учащихся в спорте и здоровом образе жизни. Но каким образом вызвать интерес у детей к собственному физическому развитию? Если мы будем говорить с детьми о необходимости самостоятельно заниматься физическими упражнениями, соблюдать гигиенические рекомендации и правила, вести здоровый образ жизни и т.д., нас не услышат и не поймут. И разговоры о том, что ГТО — это здорово, работают не очень. Но есть три вещи, которые присутствуют в жизни каждого ребёнка - это постоянная потребность в новых ощущениях, игра и здоровая конкуренция типа «Я первый». И тут начинают работать методы и приёмы, которых у учителей физкультуры множество. Первый метод игровой. Такие игры как «Самый меткий», «Самый сильный», «Самый прыгучий» и т.д., стимулируют учеников показать самый лучший результат, а значит развивают то или иное физическое качество. Педагогическая практика показывает, что даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие и стать толчком для дальнейшего развития ученика. Безусловно, что объективная успешность (кто-то быстрее всех бегает или дальше прыгает) это еще не успех, в понятие успеха следует вкладывать улучшение результатов деятельности за какой-то промежуток времени. Учитель же, может и должен, подвести ребёнка к осмыслению необходимой потребности добиваться продвижения вперёд в своём развитии. Но нужна система поощрения, причём здесь и сейчас. Это может быть: пятёрка за урок, звание «самого, самого», а ещё возможность возглавить строй, стать направляющим. Гордости первого нет предела. Этот принцип работает и в командных соревнованиях. Несомненно, помогает и система домашних заданий. Но здесь необходимо проводить постоянный контроль. Выручает парная или групповая форма работы. Когда учащиеся знают критерии оценки, на проверку уходит от 3 до 5 минут.
Проведение школьных соревнований по комплексу ГТО позволяет учащимся в полной мере продемонстрировать приобретённые за время обучения двигательные навыки. В каждом классе созданы спортивные команды. Соревнования проводятся между классами-командами по параллелям: 1, 2, 3, 4 классов. По итогам внутришкольных соревнований формируется сборная команда для участия в муниципальном этапе соревнований, а победа в муниципальном этапе даёт возможность участия в Региональном этапе Республиканских соревнований «Школьная спортивная лига Хакасии» - Комплекс ГТО.
По итогам соревнований участники награждаются грамотами, медалями на общешкольной линейке в торжественной атмосфере. Спортивные успехи ребят отражены в заметках на школьном сайте Гимназии, в фоторепортажах. Достижения и личный пример юных спортсменов – вот тот мотивационный фактор, который лучше всяких убеждений заставляет остальных детей задуматься: «А чем я хуже?». И возникает желание попробовать свои силы и выполнить комплекс ГТО, доказав в первую очередь самому себе, что ты не хуже всех и потом жутко собою гордиться.
Такой подход показал эффективность системы подготовки обучающихся к сдаче нормативов ГТО.
Учебный год
Уровень соревнования
Результат
2021-2022
учебный год
Муниципальный этап соревнований «Школьной спортивной лиги» - Комплекс ГТО
Личное первенство:
1место (мальчики 6-8 лет)
2 место (мальчики 6-8 лет)
2 место (мальчики 9-10 лет)
2022-2023 учебный год
Муниципальный этап соревнований «Школьной спортивной лиги» - Комплекс ГТО
Командное первенство:
3 место - 2-3 ступень
Личное первенство:
Среди мальчиков:
2 место - 3 ступень
2023-2024 учебный год
Муниципальный этап соревнований «Школьной спортивной лиги» - Комплекс ГТО
Командное первенство:
1 место - 2-3 ступень
Личное первенство:
Среди девочек:
1 место - 2 ступень
2 место - 2 ступень
Среди мальчиков;
2 место - 3 ступень
Региональный этап Республиканских соревнований «Школьная спортивная лига Хакасии» - Комплекс ГТО
Командное первенство:
2 место - 2-3 ступень
Личное первенство:
Среди девочек:
1 место – 2 ступень
2 место - 2 ступень
Среди мальчиков:
1 место - 3 ступень
2 место - 3 ступень
Хочется особо обратить внимание на то, что деятельность по привлечению к выполнению нормативов ГТО должна быть организована так, чтобы обучающиеся могли пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Учитель же, может и должен, подвести ребёнка к осмыслению необходимой потребности добиваться продвижения вперёд в своём развитии. Необходимо на конкретных примерах показать ученикам, что если они будут заниматься спортом, физически развиваться, вести здоровый образ жизни, то они будут здоровы, успешны и востребованы. Учащиеся в процессе физического воспитания в школе должны быть ознакомлены со всем многообразием физкультурно-оздоровительных систем, направленных на развитие физической подготовленности, комплексов физических упражнений, видами физкультурной деятельности, с методикой самостоятельной подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО.
В заключении можно сделать вывод о том, что если в учебном процессе активно использовать сдачу норм комплекса ГТО, то у школьников младшего возраста будет сформирована мотивация и потребность в осознанных систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат