МБОУ Видновская СОШ № 7 Дошкольное отделение
Видное 2024 г.
Театр – это волшебный мир!
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.( Б.М. Теплов)
Проект по театрализованной деятельности «Мы играем в театр»»
Разработали : Муз. рук. : Карпюк Т.М., Тимофеева Т.В.;
Воспитатели : Абросимова Н.Н, Юканова В. С.
Аннотация проекта. Педагогический проект «Мы играем в театр»» направлен на формирование творческой личности ребёнка, на приобщение детей к театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Реализация проекта создает условия для установления партнёрских отношений между детьми путём проведения занятий, спектаклей и других мероприятий. Театральный проект открывает сторону эстетического восприятия, которая даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему понять художественный образ.
Актуальность проекта. Проблема снижения в обществе уровня развития нравственных, эстетических и коммуникативных качеств особенно остро проявляется в современных детях. Как показывает практика, полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и в семье. Одним из ключиков, который поможет раскрыть заветную дверцу в мир детского сознания, является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Принимая на себя различные роли, ребёнок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников.. Театр для ребёнка – серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. Основываясь на педагогическом опыте, театрализованная деятельность помогает в формировании творческой личности, учит детей фантазировать, сочинять, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчество, творческие способности.
Работая в детском саду, мы стараемся найти наиболее эффективный метод коррекции часто встречающихся негативных проявлений личности у детей, таких как, агрессивность, замкнутость, тревожность, страхи, проблемы общения. Из опыта работы мы знаем, что дошкольникам с проблемами установления контактов со сверстниками успешно приходит на помощь театрализованная деятельность, где разыгрывая роль в театральных постановках, ребенок учится находить способы общения, со временем избавляясь от робости.
Реализация проекта шла в следующей последовательности:
1.Подбор репертуара.
2.Выбор соответствующего музыкального сопровождения .
3.Установление взаимодействия с родителями.
4. Планирование и реализация театральных занятий.
5. Организация постановки и подведение итогов.
6.Организация показа спектаклей для детей всего сада и детей начальных классов школы. (гастроли)
Цель проекта. Приобщение детей к театральной культуре.
Задачи проекта. 1. Создать условия и эмоционально – благоприятную атмосферу для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Развивать умение передавать у детей передавать характерные образы различными средствами импровизации.
3. Развивать музыкальный образ через мимику, жесты, голосовые интонации и эмоциональное пение.
4. Развивать фантазию, творческое мышление детей во время слушания и передаче игрового образа.
5. Побуждать детей к активному, эмоциональному общению друг с другом и участию в театрализованных играх и представлениях.
6. Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в том числе и с участниками проекта.
7. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Длительность проекта: 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь -2023)
Участники проекта: - музыкальный руководители; дети подготовительной группы №15; 16 -воспитатели группы.
Учебно-методические ресурсы проекта.
1.План работы. 2.Театрализованные игры, беседы 3.Музыкальные игры. Виртуальная экскурсия.
Материально – технические ресурсы проекта:
1. Музыкальный центр, компьютер
2.Костюмы, атрибуты.
3.Подборка определённого песенного , музыкального материала.
4.Репродукции, иллюстрации. Презентации.
5. Детские музыкальные инструменты (шумовые).
6.Музыкально-дидактические игры и пособия
7.Наглядные иллюстрации сказок
Итоговый продукт проекта: Постановка спектакля « Теремок на новый лад»; « Гости ходят в огород» .
Этапы проекта.
1 этап - организационно-подготовительный.
2 этап - основной этап (практический).
3 этап – итоговый
План реализации проекта.
Задачи .Содержание. Сроки реализации
1 этап. Сентябрь 2023:
Цели и задачи: Расширить представление детей о театре. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, детей.
Содержание:
1.Пробудить интерес, мотивацию к театральной деятельности у детей, участников проекта;
2.Подбор и изучение методической, справочной литературы по теме постановки, совместно с воспитателями.
3.Подбор художественно - литературного репертуара.
4.Создание учебно-методической базы.
5.Подбор наглядного материала.
Работа с детьми:
6. Беседа « Знакомство с театром», « Как вести себя в театре».
Цель беседы: Формировать интерес к театру, к театрализованной деятельности.
2 этап. Октябрь 2023
Цели и задачи: Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) в постановке спектакля.
Содержание:
1. Беседа с детьми : «Музыка и театр дополняют друг друга».
Цель беседы: Расширить представления детей о художественных возможностях музыки в постановке спектаклей, их неразрывную связь. Обобщение знаний детей о взаимосвязи театра и музыки.
2. Сюжетно- ролевая игра с детьми :« Профессии театра»
Цель игры: Знакомство с театральными профессиями.
Расширить и конкретизировать представления детей о театральных профессиях.
3..Непосредственная образовательная деятельность - постановка спектакля «Теремок на новый лад.»; « Гости ходят в огород». Показ спектаклей родителям.
4.Взаимодействие с родителями: проведение консультаций на тему: «Театр – путь к детскому творчеству». Участие родителей в организации спектаклей: изготовление костюмов, декораций.
3 этап. Ноябрь 2023
Цели и задачи:
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность,
учить четко проговаривать слова.
1. Взаимодействие с родителями: Консультация –онлайн « Театрализованная деятельность - как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
2.Виртуальная экскурсия для детей : «Виды театров».
Цель: Воспитывать интерес к разнообразию театральных направлений, людям театральных профессий.
3. Организация и показ спектаклей детям детского сада и младшим школьникам . Организация гастролей.
.4. Подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые педагогические результаты
Дети :
-увлечённо слушают музыку, появилось внимание, умение сосредоточиться, творчески мыслить;
-самостоятельно находят варианты передачи того или иного образа в песне, спектакле, танце;
-находят яркие тембровые окраски голоса при театрализации песен;
- дети преодолевают трудности в процессе работы над ролью, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки и театра;
-имеют адекватную самооценку;
-сформирована готовность к участию в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках;
-воспитаны нравственно-этические качества, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, развито чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Родители:
-проявляют интерес к театрализованной деятельности своих детей;
-оказывают активную помощь в постановке спектаклей;
Педагоги:
-активно способствуют формированию интереса дошкольников к музыкально – театральной деятельности;
-повысили качество индивидуально – личностного подхода к детям.
Анализ развития творческих способностей детей посредством музыкально-театральной деятельности.
Работа над проектом способствовала развитию основных психических процессов и качеств: воображение, наблюдательность, восприятие, память, внимание, коммуникабельности и др. Дети научились владеть своим телом, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнёрами по спектаклю, использовать выразительные пластические движения в процессе создания образов животных, пользуются разнообразными жестами. В свободных пластических импровизациях передают характер и настроение музыкальных произведений. В ходе занятий в рамках проекта у детей заметно пополнился и активизировался словарный запас. Разучивая новую роль, ребенок развивает речь, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир. Диалог персонажей учит детей ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшилась диалогическая речь, ее грамматический строй, словарь пополняется новыми словами, дети начинают активно им пользоваться. Улучшилась дикция посредством артикуляционной гимнастики, расширился диапазон и сила звучания голоса. Театрализованная деятельность позволила выявить уровень развития каждого ребёнка, его творческий потенциал, способность к самостоятельности . Дети научились понимать художественный образ. Речь детей стала носить активный ролевой характер, определяемый ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.. Получила развитие фантазия детей, актёрские умения. Дети овладели навыками коллективного творчества. Появилась раскрепощённость в поведении детей. Они не только перестали бояться сцены – у них появилось желание выступать перед зрителем, радовать зрителя своим творчеством. У детей сформировались исполнительские умения, улучшилась способность к импровизациям (песенным, танцевальным). Они стали более активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения). А самое главное – дети научились понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научились творить прекрасное. Они прошли жизненный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений.
Литература:
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Просвещение, 2005. 2.Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск, ИПКПРО, 2010. 3 «Фольклор- музыка- театр» программы и конспекты занятий с дошкольниками под ред. С.И. Мерзликиной Москва «Владос» 1999г. 4. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. 14. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. 15. Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат