ХАРАКТЕРИСТИКА УМЕНИЯ И РАБОТЫ КОМАНДЫ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тарасова И.В.
Эльжаева Э.С.
ФГБОУ «Астраханский государственный университет»
Россия, 414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
В данной статье рассматривается характеристики умения и работы команды посредством кружковой работы в системе дополнительного образования. Авторы раскрывают психолого-педагогические основные характеристики умения и работы команды посредством кружковой работы в системе дополнительного образования. Раскрыты основные проблемы в области низкого уровня умения и работы команды в системе дополнительного образования, выявлены причины возникновения данной проблемы, определены пути ее решения.
Tarasova I.V.
Elzhaeva E. S.
Astrakhan State University
20a Tatishcheva str., Astrakhan, 414000, Astrakhan Region, Russia
This article examines the characteristics of the team's skills and work through group work in the system of additional education. The authors reveal the psychological and pedagogical main characteristics of the team's skills and work through group work in the system of additional education. The main problems in the field of low skill level and team work in the system of additional education are revealed, the causes of this problem are identified, and ways to solve it are determined.
Одним из наиболее перспективных методов повышения эффективности организации является повышение производительности труда сотрудников. Для этой цели, с нашей точки зрения, наиболее подходящим методом является ко-мандообразование, под которым, по мнению некоторых исследователей, пони-мается естественная групповая динамика или определенный набор специальных технологий организации, мотивации и контроля социально-психологического развития человека. группа [6] .
Для обеспечения функционирования наиболее эффективной команды необходимо уделять большое внимание процессу ее формирования, в том числе с точки зрения преимуществ и недостатков будущей команды на разных этапах ее существования.
Чтобы суметь выявить сильные и слабые стороны, скорректировать их и направить работу команды по желаемому пути развития, соответствующему миссии и стратегии компании, необходимо использовать командообразование как общепризнанный «...эффективный метод человеческого развития». управление ресурсами» [1], «…процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего им эффективно реализовать свой энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями организации» [2].
Важно вовремя и целенаправленно определить связь, которая существует между процессом формирования команды и уровнем конкурентоспособности организации. Эта связь напрямую коррелирует с тем, что чем успешнее работает команда сотрудников в процессе выполнения поставленных задач, тем значительнее растет ее конкурентное преимущество.
Процесс внедрения командной работы в наиболее конкурентоспособных компаниях обычно характеризуется следующими организационными результатами:
- «...поддержка инновационных направлений и готовность пойти на опре-деленный риск;
- постоянное образование как элемент корпоративной философии;
- обогащение рабочей силы, сложный характер большинства рабочих за-дач, требующих многих навыков и умений;
- развитие межфункциональных связей, повышение роли межфункциональных команд;
- ...вознаграждение с учетом показателей эффективности, сбалансирован-ности развития технической и социальной инфраструктуры организации» [5].
Поэтому процесс формирования команды предполагает преобразование формальной группы в эффективный рабочий коллектив (или его первоначальное создание) со своей субкультурой (корпоративной культурой), члены которой объединены одним видением и мотивированы доводить это видение до коллек-тива. жизнь, приверженность целям компании и своей командной роли.
Работа в команде позволяет каждому педработнику быстрее профессио-нально расти, поддерживает его и дает возможности личностного роста. Следует заметить, что командный стиль управления не означает «командовать», ко-мандуют там, где созданы псевдокоманды, псевдопроекты, где не ценится ин-дивидуальность работника. В педагогической команде каждый чувствует свою значимость и незаменимость, что является одним из важнейших условий удо-влетворенности профессиональной деятельностью
По мнению Д. Катценбаха, Д.К. Смита, «команда — это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия» [7].
Другие ученые определяют команду как «группу из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия» [3].
Концепция команды подразумевает, что все ее члены несут коллегиальную ответственность и преданы общей миссии. Таким образом, представляется возможным выделить три основных компонента команды: [4].
- для формирования команды необходимо минимум два человека (обычно, команды не превышают численность в 15 человек, но бывают и исключения);
- члены команды систематично взаимодействуют между друг другом (по-этому группа пассажиров в маршрутке или очередь в примерочную не будет являться командой);
- работа в команде всегда будет направлена на целедостижение.
Соответственно, командная работа — это коллегиальная целенаправленная работа членов команды, решающих общие задачу на основе слияния знаний и навыков в различных областях по правилам, выработанным совместными усилиями.
Коэффициент эффективности командной работы во многом зависит от того, насколько каждый член команды осознанно подходит к принятию своих задач и целей команды в целом, вносит свою долю деятельности в их достижение, а так же поддерживает усилия и начинания других членов своей команды.
Таким образом, можно обозначить несколько общих характеристик иден-тификации в понимании команды и командной работы:
- взаимная зависимость - каждый человек в команде вносит свой индиви-дуальный вклад в общую работу; все члены команды зависят от работы друг друга; в команде каждый делится рабочей информацией;
- члены команды воспринимаются как равноправные участники процесса и имеют возможность влиять друг на друга;
- разделяемая ответственность - ответственность за командные цели по-нимается и разделяется всеми;
- результат - ответственность за командные результаты разделяется всеми членами команды и фокусирует групповую активность.
Литература
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации:– URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038/(дата
обращения 14.04.2024).
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»».
Адизес
, И., Стили менеджмента - эффективные и неэффективные. М., «Альпина
Паблишер
», 2012 г., с. 33-34.
Александрова Е.А. Роль педагогических команд в образовательных учреждениях – СПб
.:
ГНУ ИОВРАО, 2004 – 20 с.
Бабкина, О. Н. Менеджмент в некоммерческих организациях: учебное пособие / О. Н. Бабкина. — Ставрополь:
СтГАУ
, 2019. — 100 с. [Электронный ресурс] // Лань: электронно-библиотечная система. – URL:
https://e.lanbook.com/book/169740
(дата обращения: 12.04.2024).
Белбин
, Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач
/ П
ер. с англ. - М.: HIPPO, 2003. - 315 с.
Беликов, В.А. Философия образования личности:
деятельностный
аспект: монография / В.А. Беликов. - М.:
Владос
, 2004. - 357 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат