Коновалова Д.А.
г. Екатеринбург, Уральский государственный экономический университет
Konovalova D.A.
Ural State Economic University
Отграничения преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ от ст. 211 УК РФ.
Аннотация. Данная статья исследует вопрос об отграничении преступления, предусмотренного статьей 166 Уголовного кодекса Российской Федерации, от преступления, предусмотренного статьей 211 Уголовного кодекса РФ. Авторы анализируют существующую нормативно-правовую базу, сравнивают их элементы состава преступления, а также выявляют общие и различительные особенности данных преступлений.
Annotation. This article examines the issue of distinguishing the crime provided for in Article 166 of the Criminal Code of the Russian Federation from the crime provided for in Article 211 of the Criminal Code of the Russian Federation. The authors analyze the existing regulatory framework, compare their elements of the corpus delicti, and identify common and distinctive features of these crimes.
Ключевые слова: угон без цели хищения, состав преступлений, преступления против общественной безопасности, отграничение преступления.
Keywords: theft without the purpose of theft, corpus delicti, crimes against public safety, delineation of the crime.
Согласно уголовному законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность за угон предусматривается по двум статьям УК РФ, при этом законодатель дифференцировал их исходя из конструктивных признаков транспортных средств. Так, как уже говорилось, за незаконное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, законодатель предусматривает ответственность в соответствии со статьей 166 УК РФ, а за угон воздушного или водного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава в соответствии со статьей 211 УК РФ.1
Необходимо углубленно изучить характеристики различных правовых норм, особенно в контексте их применения для определения границ и точек пересечения. Важно отметить различие в размещении статей в Уголовном кодексе РФ: в то время как статья 166 находится в главе 21 раздела VIII, посвященного экономическим преступлениям и преступлениям против собственности, статья 211 располагается в главе 24 раздела IX, который охватывает преступления против общественной безопасности и порядка. Это указывает на различия в объектах и целях рассматриваемых статей.
В соответствии с классификацией преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации, преступление, описываемое в статье 211, прежде всего относится к защите общественной безопасности. Это следует из его размещения в кодексе, где оно отнесено к разделу, фокусирующемуся на общественном порядке и безопасности. Таким образом, основная сфера воздействия данного преступления касается общественных отношений, связанных с поддержанием публичной безопасности.
В рамках юридического анализа, основным объектом правовой защиты являются общественные отношения, которые гарантируют безопасность использования средств транспорта повышенной опасности, включая авиационный, морской и железнодорожный транспорт. Эти отношения играют ключевую роль в обеспечении безопасного перемещения людей. Кроме того, важность имеют и дополнительные объекты, такие как защита жизни и здоровья граждан, обеспечение безопасности движения, а также защита прав собственности и другие связанные аспекты.
Переходя к анализу объективной стороны преступления, описанного в статье 211, следует отметить, что преступные действия могут проявляться в двух основных формах. Эти формы действий подлежат тщательному изучению в контексте данной статьи, учитывая юридические нормы и положения, применимые к конкретному виду преступной деятельности.
1. Противоправное завладение транспортным средством;
2. Осуществление захвата с намерением противоправного завладения транспортным средством.
Определение угона для данной статьи, ничем не отличается от применяемого к статье 166 УК РФ, единственным отличием стоит выделить, что в данном случае угон может носить лишь ненасильственный характер, поскольку насильственный способ не охватывается понятием угона, а присущ способу захвата с целью угона.
В свою очередь, захват с целью угона - не является способом угона, а служит средством подготовки к угону, который в первую очередь, характеризуется насильственным способом. Выделение такого способа, как отдельного элемента объективной стороны обусловлено тем, что вместе с прочим, таким образом существенно повышается степень общественной опасности, поскольку покушению подвергается куда более широкий круг общественных интересов.
Таким образом, сравнивая объективные признаки, рассматриваемых преступлений, можно отметить смежный характер данных двух деяний. Оба преступления предполагают незаконное завладение транспортным средством, в том числе включая в составы насильственный и ненасильственный способы.
В контексте уголовного права, важно отметить, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, варьируется в зависимости от конкретного деяния. Например, за угон, согласно статье 166 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовная ответственность начинается с 14 лет, тогда как для деяний, описанных в статье 211 того же кодекса, возрастная планка установлена на уровне 16 лет. Эти различия подчеркивают необходимость анализа субъективной стороны преступления, особенно при рассмотрении преступлений, связанных с умышленным захватом транспортных средств. В случаях, когда целью захвата является последующий угон, такие действия попадают под действие статьи 211 УК РФ. Однако, если при захвате отсутствует намерение к угону, то такие действия не могут быть квалифицированы в рамках указанной статьи, подчеркивая важность наличия прямого умысла в действиях субъекта. Существенным различием являются цели угона. Если в отношении статьи 166 УК РФ корыстная цель может преследоваться лишь как вторичная, то есть для извлечения пользы путем пользования, но не присвоения, то для угона, предусмотренного статьей 211 УК РФ, законодателем не определяется цель, то есть злоумышленник может совершать угон с целью хищения судна или состава, либо находящегося в нем груза или багажа, также с целью захвата заложников, пересечения государственной границы, провоза груза и т. п. Цель и мотив, в отношении статьи 211 УК РФ не имеют значения для квалификации.
Не до конца понятна логика законодателя относительно расположения норм в разных разделах и главах, ведь смотря с одной стороны, в обоих случаях нарушаются отношения собственности, а в случае ст. 211 УК РФ, предметом выступает еще более ценное имущество, чем в ст. 166 УК РФ. С другой стороны, в обоих случаях могут нарушаться общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность, поскольку транспортное средство выходит из-под ответственного управления. Официальных разъяснений и толкований законодателем или Пленумом ВС РФ по этому поводу не дано, но я считаю такой подход обоснованным, поскольку водное или воздушное судно, а также железнодорожный подвижный состав, в большинстве случаев представляет большую общественную опасность для неопределенного круга лиц и приоритет по отношению основного объекта защиты в данном случае, необходимо устанавливать по отношению общественной безопасности.
Таким образом, следует, что различительные черты двух, на первый взгляд похожих составов состоят в следующем:
Объект, так как посягательство происходит в отношении различных общественных отношений
Субъект, так как различается возраст наступления уголовной ответственности
Субъективная сторона, как и в предыдущих случаях, важное значение имеет цель и мотив злоумышленника, для квалификации в соответствии со ст. 166 УК РФ, в то время как при совершении преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ, цель не имеет значения для квалификации.
Список литературы.
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024)// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024)// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат