ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дошкольники, общее недоразвитие речи, методики развития связной речи. В статье представлен обзор современных методик по развитию, активации и коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. В настоящее время проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня приобретает особую актуальность. Связная речь дошкольников с ОНР III уровня еще далека от уровня сформированности ее у детей с нормотипичным речевым развитием. Без специального формирования умений и навыков связного высказывания дети с ОНР не достигают должного уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Несмотря на широко представленные в специальной литературе методы и методики коррекции связной речи, логопедическая теория и практика постоянно пополняются новыми подходами, технологиями, приемами. Рассмотрим некоторые из них. В.К. Воробьева предложила систему обучения программированию связного высказывания на основе моделирования для формирования навыка составления как описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно графического и сенсорно-графического плана. Т.А. Ткаченко разработала систему формирования речи с использованием наглядного моделирования плана высказывания. Одними из распространенных методов развития связной речи у детей с ОНР являются сказка, а также художественные произведения детской литературы, так как работа с художественным текстом учит детей самостоятельно выражать своим мысли, осознанно отражая в речи разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями (В.А. Аникин, З.А. Гриценко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Все активнее используется логопедами и метод словесного рисования. Детей дошкольного возраста необходимо учить элементам словесного рисования постепенно, так как они не обладают развитым воссоздающим воображением, обычно упускают эмоциональные детали, ограничиваясь лишь перечислением событий и героев. Используя данный метод, формируем смысловое и структурное [16] единство выказывания, развиваем умения выражать мысли связно и последовательно, информативно; устраняем лексико-грамматические недостатки; развиваем возможности языковой реализации замысла высказывания [3, c. 115]. Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова разработали систему по совершенствованию речи детей с ОНР с соблюдением поэтапности и последовательности [1]. Обучение пересказыванию. Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. При обучении пересказу в ряде случаев желательно применять «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения [2]. Методика обучения рассказыванию по картинам требует специальной подготовительной работы по отбору и последовательности использования картинного материала, выбору структуры занятий и приемов коррекционной работы [2]. Рассказывание по сериям сюжетных картинок необходимо при работе над формированием умений устанавливать причинно-следственные отношения, последовательность событий. Коррекционная работа включает обогащение и актуализацию словаря, формирование грамматически правильной речи. Обучение описательной речи преследует цель создания словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение [4, c. 106]. Сложным является овладение рассказыванием с элементами творчества. Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом. Методические разработки даны А.М. Бородич, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, А.П. Николаичевой, Е.И. Тихеевой [4, c. 38]. Коррекция связной речи у детей с ОНР III уровня – очень важный аспект их развития. Данная работа способствует совершенствованию речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией, успешной социализации [4, c. 147].
Анкета
Фамилия
Чудогашева
Имя, отчество
Мария Анатольевна
учебы
КГПУ им. В.П. Астафьева
Адрес электронной почты
mchudogasheva@mail.ru
Телефон
+7-902-960-90-08
Название статьи (заглавными)
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Программа обучения (магистр)
Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями речи
Анкета
Фамилия
Шмиголь
Имя, отчество
Марина Валерьевна
учебы
КГПУ им. В.П. Астафьева
Адрес электронной почты
marinzel@yandex.ru
Телефон
+7-902-941-30-07
Название статьи (заглавными)
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Программа обучения (магистр)
Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями речи
Библиографический список
1. Алпатова Н.С., Фуреева Е.П., Ульянова И.А. Формирование речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 3. С. 92–96.
2. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2017. № 1. С. 38–44.
3. Брюховских Л.А., Щербакова О.В. Элементы метода «словесное рисование» в коррекции связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых // Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: матер. науч.- практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2016 г. / отв. ред. О.А. Козырева; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 112–117.
4. Коррекция нарушений речи: прогр. дошк. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: Просвещение, 2017. 204 с. [17] ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат