ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Васильев Альберт Егорович, учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 390 Красносельского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматривается важность интеграции учебного предмета «Физическая культура» в процесс развития функциональной грамотности, а также описываются способы достижения цели формирования универсальных учебных действий через изучение данного предмета.
Ключевые слова: функциональная грамотность, формирование учебных действий, физическая культура.
Сегодня мир сильно отличается от того, что было столетия назад. Раньше жизнь была более предопределена. Принадлежность к определенному сословию позволяла определить будущий род деятельности человека или даже спутника жизни. В современном мире можно выбрать самому, чем заниматься: можно работать в одном городе, а учиться - в другом. Кроме того, с ростом научно-технического прогресса выросла и продолжает расти потребность в новых знаниях и навыках, которые позволят человеку легко ориентироваться и адаптироваться к условиям окружающей среды.
В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель - воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности.
Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность представляет собой интегральное качество личности, которое включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативные качества личности.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность имеет несколько направлений (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, цифровая, глобальная, креативное мышление).
Учебный предмет «Физическая культура» в общеобразовательных организациях со свойственной ему практикоориентированностью, казалось бы, не имеет никакого отношения к функциональной грамотности, но это не так.
Функциональную грамотность необходимо формировать на каждом учебном предмете, и физическая культура не является исключением. При организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура» необходимо ориентироваться на планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования, которые представляют собой совокупность универсальных учебных действий. Формирование УУД является основой развития функциональной грамотности:
Личностные результаты:
- готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев (читательская грамотность);
- готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учетом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей (естественнонаучная грамотность);
- освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности (глобальные компетенции).
Метапредметные результаты:
-проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и различия (читательская грамотность);
- устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений (естественнонаучная грамотность);
-вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления (математическая грамотность);
-составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб (креативное мышление);
-активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление (глобальные компетенции).
Предметные результаты:
-проводить анализ основных направлений развития физической культуры в Российской Федерации, характеризовать содержание основных форм их организации (читательская грамотность);
-составлять дневник физической культуры и вести в нём наблюдение за показателями физического развития и физической подготовленности, планировать содержание и регулярность проведения самостоятельных занятий (естественнонаучная грамотность);
-проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со стандартами, составлять комплексы упражнений по коррекции и профилактике её нарушения, планировать их выполнение в режиме дня (математическая грамотность);
-готовить места для самостоятельных занятий физической культурой и спортом в соответствии с правилами техники безопасности и гигиеническими требованиями (креативное мышление).
Таким образом, функциональная грамотность ученика — это цель и результат современного образования. Формирование функциональной грамотности - обязательное условие работы учителя.
На каждом уроке для развития функциональной грамотности, необходимо включать задания междисциплинарного характера с жизненными ситуациями. Предлагая учащимся задания на функциональную грамотность, можно их дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Учащимся необходимо предлагать не только задания, требующие академических знаний, но и задания, которые требуют поиска новых знаний, эффективного выражения решения, развивающего креативное мышление, направленные на развитие воображения учащихся. Решение заданий такого плана будет постепенно стимулировать школьников, вырабатывать привычку, которая важна во всех сферах человеческой деятельности.
Педагогам важно помнить, для формирования функциональной грамотности чрезвычайно важно создавать мотивацию, формировать ценностное и личное отношение к рассматриваемым проблемам. Функциональная грамотность выражается в деятельности; без мотивации, без осознания личной заинтересованности, причастности к решению проблем, эта деятельность невозможна. Формирование умений работы с информацией, применения знаний для решения проблем также эффективнее происходит при наличии интереса и мотивации.
Список литературы
1. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019.-160 с.
2. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат