ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Лежнева Марина Сергеевна, учитель математики
МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска»
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования функциональной грамотности учащихся, особенно в контексте математической грамотности, как ключевого элемента успешной адаптации в современном мире.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, качество образования.
В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
Уроки математики играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Они предоставляют возможность не только освоить базовые математические понятия и операции, но и научиться применять их на практике. На уроках математики школьники учатся анализировать информацию, решать проблемы, работать с данными, делать выводы и строить логические цепочки мышления. Эти навыки будут полезны им не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Правильное формирование функциональной грамотности на уроках математики открывает дверь к успешной адаптации в современном мире и способствует развитию критического мышления и творческого подхода к решению задач.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог А.А. Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, глобальные компетенции и креативное мышление, а также финансовая, экологическая, цифровая и информационная грамотности. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
В соответствии с п.35.2 ФГОС ООО, в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в школе должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Целевые разделы федеральных основных общеобразовательных программ НОО, ООО и СОО включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня. В соответствии с ФООП, «система оценки реализует системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся, который проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся». Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП стала одинаковой для всех уровней образования, но в ФОП ООО и СОО включили требование формировать у школьников еще и цифровую грамотность.
Математическая грамотность – способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем. Такое определение созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Тесты PISA, проверяющие математическую грамотность школьников, содержат задания прикладного характера: например, рассчитать процент по кредиту или сделать прогноз роста уровня продаж.
Сегодня проблема формирования математической грамотности стоит достаточно остро перед каждым учителем-предметником. Для ее решения необходимо научить ученика смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие. Каждый учащийся должен уметь увидеть математическую природу жизненной проблемы, представленной в контексте реального мира. Уметь формулировать поставленную проблему на языке математики, применять известные математические понятия, процедуры, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста представленной проблемы.
Общими подходами к формированию и оценке функциональной грамотности являются:
- обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века», функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен;
- введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов;
- широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии педагогических исследований.
Для формирования функциональной грамотности на уроках математики используются различные методы и подходы. Один из таких методов - проблемно-ситуационный подход. Этот метод заключается в том, чтобы предлагать школьникам решать задачи, основанные на реальных жизненных ситуациях. Такие задачи требуют от учеников применения математических знаний в практической деятельности. Это помогает развивать у них умение анализировать сложные задачи, находить оптимальные пути решения и применять свои знания в практике.
Еще одним эффективным подходом к развитию функциональной грамотности является применение проектной деятельности на уроках математики. В рамках проектов школьники имеют возможность применять свои математические знания для решения реальных проблем. Например, они могут разрабатывать бюджеты для вымышленных событий или анализировать данные, собранные в ходе экспериментов. Такие проекты помогают ученикам видеть, как математика используется в реальной жизни, и позволяют развивать у них навыки коммуникации, сотрудничества и критического мышления.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики также требует использования интерактивных средств обучения. Компьютерные программы, игры и онлайн-ресурсы помогают школьникам визуализировать математические концепции, делать предположения и проводить эксперименты. Это содействует более глубокому пониманию математических понятий и способствует развитию функциональной грамотности.
Необходимо также обратить внимание и на основные принципы формирования функциональной грамотности у школьников на уроках математики:
1. Связь с реальными ситуациями. Одним из ключевых принципов формирования функциональной грамотности является установление связи между математикой и ее применением в реальной жизни. Ученикам следует показать, как математические понятия и навыки используются в повседневных ситуациях и какие преимущества они могут принести.
2. Постепенная сложность. От простого к сложному - такой подход позволяет школьникам постепенно осваивать математические навыки и понимать их функциональное значение. При этом, здесь важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и предлагать им задания, соответствующие их уровню подготовки.
3. Участие ученика в процессе обучения. Формирование функциональной грамотности предполагает активное участие ученика. Школьники должны быть вовлечены в решение реальных проблем и задач, где им придется использовать математические знания и навыки. Такой подход способствует не только развитию функциональной грамотности, но и повышает мотивацию учащихся к изучению математики.
4. Интеграция с другими предметами. Функциональная грамотность развивается не только на уроках математики, но и во время изучения других предметов. Взаимодействие с естественными науками, экономикой, географией и другими предметами позволяет ученикам видеть связь между математикой и различными областями знания.
5. Развитие критического мышления. Функциональная грамотность подразумевает умение анализировать, интерпретировать и оценивать математическую информацию. В процессе обучения ученикам следует предлагать задачи и ситуации, где они должны будут принимать обоснованные решения и аргументировать свои выводы.
Современные условия и обстоятельства жизни, обучающихся требуют от них умения видеть математическую природу жизненных проблем, формулировать существующие проблемы на языке математики, применять известные математические понятия, процедуры, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста решаемых проблем. Систематизированная совокупность этих умении определяет содержание математической грамотности учащихся, которая является необходимым условием их успешного функционирования в настоящем и будущем.
Список литературы
1. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019.-160 с.
2. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
3. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат