Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики. Работа №65906

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Лежнева Марина Сергеевна, учитель математики

МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска»

 

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования функциональной грамотности учащихся, особенно в контексте математической грамотности, как ключевого элемента успешной адаптации в современном мире.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, качество образования.

 

В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.

Уроки математики играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Они предоставляют возможность не только освоить базовые математические понятия и операции, но и научиться применять их на практике. На уроках математики школьники учатся анализировать информацию, решать проблемы, работать с данными, делать выводы и строить логические цепочки мышления. Эти навыки будут полезны им не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Правильное формирование функциональной грамотности на уроках математики открывает дверь к успешной адаптации в современном мире и способствует развитию критического мышления и творческого подхода к решению задач.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог А.А. Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, глобальные компетенции и креативное мышление, а также финансовая, экологическая, цифровая и информационная грамотности. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

В соответствии с п.35.2 ФГОС ООО, в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в школе должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.

Целевые разделы федеральных основных общеобразовательных программ НОО, ООО и СОО включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня. В соответствии с ФООП, «система оценки реализует системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся, который проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся». Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП стала одинаковой для всех уровней образования, но в ФОП ООО и СОО включили требование формировать у школьников еще и цифровую грамотность.

Математическая грамотность – способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем. Такое определение созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Тесты PISA, проверяющие математическую грамотность школьников, содержат задания прикладного характера: например, рассчитать процент по кредиту или сделать прогноз роста уровня продаж.

Сегодня проблема формирования математической грамотности стоит достаточно остро перед каждым учителем-предметником. Для ее решения необходимо научить ученика смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие. Каждый учащийся должен уметь увидеть математическую природу жизненной проблемы, представленной в контексте реального мира. Уметь формулировать поставленную проблему на языке математики, применять известные математические понятия, процедуры, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста представленной проблемы.

Общими подходами к формированию и оценке функциональной грамотности являются:

- обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века», функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен;

- введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов;

- широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии педагогических исследований.

Для формирования функциональной грамотности на уроках математики используются различные методы и подходы. Один из таких методов - проблемно-ситуационный подход. Этот метод заключается в том, чтобы предлагать школьникам решать задачи, основанные на реальных жизненных ситуациях. Такие задачи требуют от учеников применения математических знаний в практической деятельности. Это помогает развивать у них умение анализировать сложные задачи, находить оптимальные пути решения и применять свои знания в практике.

Еще одним эффективным подходом к развитию функциональной грамотности является применение проектной деятельности на уроках математики. В рамках проектов школьники имеют возможность применять свои математические знания для решения реальных проблем. Например, они могут разрабатывать бюджеты для вымышленных событий или анализировать данные, собранные в ходе экспериментов. Такие проекты помогают ученикам видеть, как математика используется в реальной жизни, и позволяют развивать у них навыки коммуникации, сотрудничества и критического мышления.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики также требует использования интерактивных средств обучения. Компьютерные программы, игры и онлайн-ресурсы помогают школьникам визуализировать математические концепции, делать предположения и проводить эксперименты. Это содействует более глубокому пониманию математических понятий и способствует развитию функциональной грамотности.

Необходимо также обратить внимание и на основные принципы формирования функциональной грамотности у школьников на уроках математики:

1. Связь с реальными ситуациями. Одним из ключевых принципов формирования функциональной грамотности является установление связи между математикой и ее применением в реальной жизни. Ученикам следует показать, как математические понятия и навыки используются в повседневных ситуациях и какие преимущества они могут принести.

2. Постепенная сложность. От простого к сложному - такой подход позволяет школьникам постепенно осваивать математические навыки и понимать их функциональное значение. При этом, здесь важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и предлагать им задания, соответствующие их уровню подготовки.

3. Участие ученика в процессе обучения. Формирование функциональной грамотности предполагает активное участие ученика. Школьники должны быть вовлечены в решение реальных проблем и задач, где им придется использовать математические знания и навыки. Такой подход способствует не только развитию функциональной грамотности, но и повышает мотивацию учащихся к изучению математики.

4. Интеграция с другими предметами. Функциональная грамотность развивается не только на уроках математики, но и во время изучения других предметов. Взаимодействие с естественными науками, экономикой, географией и другими предметами позволяет ученикам видеть связь между математикой и различными областями знания.

5. Развитие критического мышления. Функциональная грамотность подразумевает умение анализировать, интерпретировать и оценивать математическую информацию. В процессе обучения ученикам следует предлагать задачи и ситуации, где они должны будут принимать обоснованные решения и аргументировать свои выводы.

Современные условия и обстоятельства жизни, обучающихся требуют от них умения видеть математическую природу жизненных проблем, формулировать существующие проблемы на языке математики, применять известные математические понятия, процедуры, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста решаемых проблем. Систематизированная совокупность этих умении определяет содержание математической грамотности учащихся, которая является необходимым условием их успешного функционирования в настоящем и будущем.

 

Список литературы

1. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019.-160 с.

2. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.

3. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X